ЕРЕВАН, 31 авг – Sputnik, Лаура Саркисян. Армения однозначно выиграет от внедрения "дорожной платы" при условии, если страна выйдет из тупиковой ситуации и станет транзитной. Более того, республика может стать мостом, связывающим Центральную Европу с Ираном, Афганистаном, Пакистаном, считает глава Ассоциации транспортных экспедиторов Армении Егише Ованнисян.
Министерство территориального управления и инфраструктур Армении ранее выступило с инициативой сделать ряд трасс в стране платными для большегрузов. Проект предполагает создание электронной системы взимания выплат, внедрение понятия "дорожная плата". Изымаемые средства пойдут на строительство и ремонт дорог. Авторы предлагают взимать плату с водителей грузовиков, если их грузоподъемность превышает 12 тонн, но только в случае проезда по трассам, спроектированным и построенным в рамках сотрудничества государства и частного сектора.
Причем платить будут все – зарегистрированные и незарегистрированные в Армении автомобили. Стоимость проезда за каждый километр предлагается установить в размере 50 драмов (10 центов). В случае принятия проекта изменения вступят в силу с 1 июля 2021 года.
Егише Ованнисян положительно оценивает проект с точки зрения логистики. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения он отметил, что проект немного накладным станет для частных и мелких предприятий. Он считает, что это повлияет на себестоимость продукции.
"В целом это ускорит процесс передвижения и перемещения товаров, что не так уж и плохо для страны. Однако Армения должна из разряда тупиковой перейти в страну транзитную, чтобы от проекта была польза", - сказал Ованнисян.
Он отметил, что у Армении есть потенциал к тому, чтобы стать транзитной страной. В частности, грузы из Центральной Европы, в обход Турции, паромом могут добраться до порта Поти, оттуда по территории Армении - в Иран, Афганистан, Пакистан.
"Учитывая экспансивную политику Турции, вполне возможно, что многие не захотят использовать ее автодороги, в этом случае черноморские переправы станут неплохой заменой турецкому транзиту с использованием наших дорог тоже", - сказал Ованнисян.
Однако в этом случае велика роль завершения строительства автомобильной дороги международного значения "Север-Юг". В противном случае, это неэффективно.
Почему прекратилось строительство? Папикян и посол Китая обсудили проект "Север-Юг"
В свою очередь директор логистической компании "Сати" Макар Аракелян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что такие платы за дороги для фур практикуются во многих странах мира, в том числе и в соседней России.
"В мире есть очень дорогие дороги, в Румынии, Италии, Австрии есть отдельные участки дороги, цены за проезд по которым доходят до 150 евро", - сказал Ованнисян.
Например, в России подобная инициатива была введена пять лет назад и водители фур, в том числе и армянские, платят за километр 3.73 рубля (порядка 40 центов по нынешнему курсу). Он отметил, что за этот период вплоть до февраля 2020 года в госказну только от дорожной платы поступило 97,5 миллиарда рублей (1,2 миллиарда долларов).
"Конечно же, там и расстояния большие, и поток большой. В нашем случае суммы не будут большими, однако что-то, да и поступит в госбюджет", - сказал Аракелян.
Например, если фура из Еревана едет в Россию через Грузию, то судя по объявленной в проекте цене, к тратам водителя добавляется от 10 до 15 тысяч драмов (от 20 до 30 долларов). Аракелян отметил, что фуры, груженные 12 тоннами и выше, на самом деле причиняют большой вред автомобильным трассам. Следовательно, проект рано или поздно был бы инициирован.
Однако и водители должны понять, за что платят, поэтому дорога должна быть качественной. Что же касается альтернативных платных дорог, то в Армении вряд ли они могут быть построены, ведь это влетит в копеечку, учитывая местный ландшафт.