Неверно думать, что беспилотники – достижение нашего времени. Еще в конце ХIХ века их показал миру серб Никола Тесла, правда, презентация состоялась не в воздухе, а на воде. Это был радиоуправляемый кораблик, но если можно управлять чем-то дистанционно на воде, то почему нельзя делать то же самое в воздухе? Эта простая мысль, приходившая в голову не только изобретателям, очень скоро материализовалась.
В 1910 году американец Чарльз Кеттеринг (армян, как видим, пока и близко нет) предложил создать летательный аппарат, управляемый часовым механизмом. Своеобразие задумки заключалось в том, что аппарат брал на себя роль механического камикадзе: в определенный момент он сбрасывал свои крылья и падал на врага. На этом жизнь одноразового самоубийцы прерывалась.
1933 год. Великобритания. Первый БПЛА многоразового действия. Управляется по радио с корабля. Но… биплан никому и ничем не угрожает, он становится всего лишь самолетом-мишенью для летчиков и зенитчиков.
Творческая мысль изобретателей и конструкторов, ясное дело, не дремлет, и уже в 1942 году английская фирма Radioplane запускает в небо 15 тысяч беспилотников.
Вторая мировая война завершилась. СССР продолжает разработки, не сидят сложа руки и американцы. К 2012 году на вооружении ВВС Соединенных Штатов было уже 7494 беспилотных летательных аппарата, сегодня их, конечно, больше, а лидерами по этой части вооружений стали Россия, Израиль, а также Великобритания.
Чем привлекательны беспилотники? Ну, во-первых, они обходятся дешевле пилотируемых самолетов: им не требуются системы защиты летчиков (забудьте о затратах на обучение и подготовку пилотов), БПЛА потребляют гораздо меньше топлива (возможны и другие его виды), им не нужны аэродромы с посадочными полосами. Помимо этого, такие аппараты свободно приземляются на небольшую полосу не более 600 метров, не говоря уже о беспилотниках класса "микро", которые могут сесть даже на порог вашего дома или подоконник.
Арабские принцы не просто так заинтересовались армянскими беспилотниками – министр>>
Завершая военную тему. Тягаться по части БПЛА с мировыми державами Армения, конечно, не может, да и задачи такой у нас нет. Напомнить о себе сможем, когда и если "научим" беспилотники летать по сугубо мирным маршрутам.
О чем речь? О полетах из точки "А", где мы что-то хотим приобрести, в точку "Б" (порог вашего дома, подоконник), куда дрон доставит заказ. Уже сегодня всемирно известная компания Amazon обещает доставку купленных через интернет товаров если не на подоконник, то точно к порогу дома. На все про все отводится полчаса, правда, при условии, что заказчик находится на расстоянии не более 15 километров от склада Amazon, а покупка не превышает 2 килограммов в весе. Тот же Amazon поясняет: более 80% заказов весят меньше установленного предела.
А, к примеру, дроны с тепловизорами уже сегодня помогают в поиске людей и животных.
Удобно? Удобно. Риски есть? Есть. Вот самая простая: ждете покупку обещанные полчаса, потом – час, потом – два, три, после чего ждать перестаете. И правильно: по пути к вашему дому почтовый дрон сбит метким стрелком и… прощай посылка.
Не исключено и такое: в сентябре прошлого года 43-летний мужчина из штата Пенсильвания использовал беспилотник, чтобы сбросить самодельные бомбы на дом бывшей девушки. Произошел небольшой взрыв.
Возможны также сбои техники, есть проблемы с авиапространством для коммерческого использования дронов. А что, если тяжелый дрон с взрывоопасными батареями и острыми винтами упадет на густонаселенную территорию?
В Армении начали разрабатывать модели микроспутников>>
Но, как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанское. Учитывая успехи Армении в дроностроении для нужд армии, наверное, имеет смысл готовиться к производству БПЛА с "Made in Armenia" на борту в мирных целях.