Автогаз только по лицензии, или Как в Армении решили разобраться с "бомбой на колесах"

CC BY-SA 3.0 / Bungora / Тороидальный газовый баллон Nissan maxima 3.0Тороидальный газовый баллон установленный в багажнике автомобиля Nissan Maxima 3.0
Тороидальный газовый баллон установленный в багажнике автомобиля Nissan Maxima 3.0 - Sputnik Армения
Подписаться
По причине изношенности большинства баллонов на используемых в Армении автомобилях кабмин предлагает механизмы по их замене. Sputnik Армения разбирался в тонкостях проблемы.

Ашот Сафарян, Sputnik Армения

Правительство Армении взялось за регулирование вопроса эксплуатации газобаллонных установок в автомобилях. В частности, кабмин предлагает обязательное лицензирование: а выдавать лицензии должны частные компании. Данные о лицензированном баллоне будут внесены в единую базу.

Газозаправочные станции не будут иметь права заправлять баллоны без лицензии (ее смогут проверить по электронной базе). А в случае несоответствия баллонов установленным требованиям их использование будет запрещено. Законопроект предполагает также запрет на установку баллонов в салонах автобусов. А при установке на крыше, они должны быть защищены от прямых солнечных лучей, снега и дождя.

© Public domain / Burger / Propane cylinder on GAZ 3302Типовой модифицированный ГАЗ 3302 на пропановом топливе
Автогаз только по лицензии, или Как в Армении решили разобраться с бомбой на колесах - Sputnik Армения
Типовой модифицированный ГАЗ 3302 на пропановом топливе

Объясняя необходимость введения поправок, замминистра территориального развития и инфраструктур Армен Симонян отметил, что пик установки баллонов пришелся на "нулевые". В большинстве своем эти баллоны имеют гарантию в 15-20 лет. Следовательно, эти сроки сейчас постепенно истекают.

Всего машин с газовыми баллонами в Армении насчитывается порядка 350-400 тысяч. Из них только около 6 тысяч (принадлежащие крупным компаниям, например, "Газпром Армения") постоянно проходят проверку.

"В год бывает несколько инцидентов, в том числе со смертельным исходом. Например, в этом году было 3 случая, один из которых смертельный – баллон взорвался при заправке", - отметил Симонян.

Законопроект не был принят на "ура". Инициатива правительства нуждается в многочисленных доработках, сказал в этой связи Sputnik Армения представитель фракции "Просвещенная Армения", член комиссии по экономическим вопросам Аркадий Хачатрян. По его словам, безопасная эксплуатация автомобилей, конечно, важнее всего, и никто не может пренебречь этим. Но вопрос в том, что предлагаемая модель слишком уязвима.

Сотрудник дорожной полиции за работой - Sputnik Армения
Полиция повышает стоимость "золотых" автомобильных номеров в Армении

Риски в первую очередь связаны с ценовой политикой. Сейчас стоимость лицензии для водителей составляет 10-15 тысяч драмов (около 20-30 долларов), но нет гарантии, что со временем она не увеличится, так как возрастает и спрос. А поскольку государство все оставило на усмотрение рынка и само не будет регулировать, то нельзя исключить, что компании, выдающие лицензии, могут вступить в сговор и поднять стоимость, говорит Хачатрян. Он считает, что если государство что-то обязывает, то оно должно регулировать процесс выполнения.

Еще одна проблема связана с географией деятельности этих компаний. Этот вопрос также решают частные компании.

"Получается, что все или большинство этих лицензирующих компаний могут сосредоточиться в Ереване, так как здесь машин больше, и спрос, соответственно, больше", - отмечает наш собеседник. Во избежание такой концентрации и с целью обеспечения доступности компаний для жителей отдаленных регионов, государство здесь также должно ввести определенные "географические" стандарты.

"Свои парни" не будут проводить техосмотр машин в Армении - разработан новый закон>>

Куда больший интерес представляет социальная составляющая. Безусловно, многие автовладельцы используют устаревшие баллоны, и их нужно заменить, но подчас эти баллоны установлены на старых, обветшалых автомобилях, которые служат единственным источником доходов для малоимущего владельца. Они используются под такси, либо на них перевозят какие-то грузы. Теперь государство, со слов Хачатряна, вынуждает этих людей брать на себя новое финансовое бремя.

С Хачатряном не согласен коллега по комиссии, представитель правящего блока "Мой шаг" Айк Геворкян. В первую очередь, государство найдет механизмы регулирования всех вопросов, связанных с лицензированием. Но самое главное в этой ситуации – безопасность людей. Ни для кого не секрет, говорит депутат, что люди годами эксплуатируют металлические или металлопластиковые баллоны безо всяких проверок, а ведь каждая заправка газа, которая происходит под большим давлением, приводит к физическим и структуральным изменениям этого баллона.

"Конечно, многим нашим гражданам предлагаемые новшества могут не понравиться. У любой реформы будут противники, но если мы будем постоянно идти на поводу у этих людей, то по сути ничего не должны будем делать. Нужно понять, что подавляющее большинство автомобильных баллонов изношено, они нуждаются в замене. Следует и учесть, что автомобили на газе позволяют экономить значительные средства. Мы и предлагаем людям направить хотя бы часть этих средств на установку новых баллонов, ради их же безопасности", - сказал Геворкян Sputnik Армения.

Законопроект поддерживает и директор компании по экспертизе, сертификации и установке газобаллонного оборудования "Эксперт тех" Мкртыч Тигранян. В интервью нашему изданию он отметил, что эта сфера давно нуждается в регулировании, о чем свидетельствуют многочисленные происшествия.

Глава КГД Эдвард Ованнисян посетил отделения комитета в Ширакской области (29 июня 2020). Гюмри - Sputnik Армения
В Армении сократились таможенные сборы – пояснения главы Комитета Госдоходов

"Газобаллоны многие годы не проверялись, многие продолжали использовать бракованные изделия. Кроме того, установку осуществляли некомпетентные люди, организации, не имеющие необходимого оборудования", - сказал Тигранян.

По его мнению, указываемые в законопроекте требования должны были быть введены намного раньше. Он напоминает трагический случай с маршрутным такси, где погибло 7 человек.

Тигранян считает, что подобные случаи связаны с несоответствующей установкой баллонов.

Что касается возможных расходов, по его мнению, жизнь людей намного важнее, чем 100 или 150 тысяч драмов (200-300 долларов). Столько стоят новые баллоны. Сам же процесс лицензирования для водителей будет стоить 10-12 тысяч драмов (20 долларов). Сейчас же большинство газовых баллонов на машинах, по мнению эксперта, не внушают большого доверия.

"Если можно исключить подобные инциденты, то это должно быть сделано. Что значит социальная ситуация. По этой логике можно отменить обязательные техосмотр, ОСАГО, штрафы за разговоры по телефону, курение, отсутствие ремня безопасности при вождении", - отметил Тигранян.

Здесь не только вопрос личной безопасности. Взрыв баллона приводит к разрушениям на 20-30 метров. Это общественная безопасность. Во всем мире действуют такие требования, в том числе, в ЕАЭС.

Что касается увеличения числа компаний, занимающихся лицензированием, то сейчас все больше людей выражают желание заняться этим делом. Тигранян также выступает за создание единой базы, которая позволит следить за состоянием баллонов как на заправках (им грозит опасность от неисправных баллонов в первую очередь), так и в ходе техосмотра, проверки полицией и т.д.

Лента новостей
0