ЕРЕВАН, 15 сен – Sputnik, Давид Галстян. Одно из СМИ Азербайджана в очередной раз попыталось выдать армянскую часовню Пандалион в контролируемом азербайджанскими ВС Шаумянском районе Нагорного Карабаха за албанскую.
В частности, издание Oxu.az написало о том, что "албанская церковь, расположенная на возвышенности Джавадхана в селе Ени Зод Гейгельского района, находится на грани разрушения".
Сообщение об "албанской" церкви (почему-то не имеющей названия) они подкрепили обилием фотографий. Как, например, вот эти.
Еще больший интерес представляет фотография камня с надписью (как пишут азербайджанские СМИ, албанской), который лежит перед церковью.
Для любого человека, знающего армянский, прочитать эту надпись не представляет никакой сложности. Давайте перевернем "албанскую" надпись, она сразу превратится в армянскую.
"(Х)Айк. Г" – Айк одно из самых распространенных армянских имен (которое, в разных интерпретациях значит "Армения", на древнеармянском - "армяне", корень используется в самоназвании Армении – "Айастан" и т.д.)
На самом деле это армянская часовня Пандалион (Пандаванк) в карабахском селе Азат в оккупированном Шаумянском районе непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (азербайджанцы переименовали село в "Ени зод").
На сайте Фонда по изучению армянской архитектуры, например, можно найти фотографии этой церкви 1856 г.
А вот конкретно к этой фотографии 1985 года знатока армянской архитектуры и историка Самвела Карапетяна, стоит присмотреться внимательней.
На фасаде здания часовни в свое время была надпись о реконструкции на армянском, датированная 1896 годом ("Часовня Святого Пандалиона была построена в 1896…"). И рядом с ней (слева) знакомый нам камень со словом "Айк".
Старой надписи, конечно же, больше нет, ее "вырвали" из фасада – по азербайджанским фото легко можно заметить пустой прямоугольник над входом в часовню.
Кстати, это не первая неудачная попытка представить эту часовню в качестве албанской. Еще раньше в эфире программы "Йол" бакинского телевидения, представляя репортаж о якобы албанской церкви, журналистка с пренебрежением наступает на указанную выше надпись, которая валялась перед полуразрушенной часовней.
Отметим, что для родившихся в этом районе армян часовня в селе Азат была особо почитаемой. Она являлась также местом паломничества.
По данным 1988 года население составляло 550 человек. Жители занимались животноводством, садоводством. Село имело среднюю школу, дом культуры, больницу. В селе была каменная церковь ( XIII в.), недалеко церковь С.Ованеса Мкртича, часовня Пандалион (XIXв.), в западной стороне – руины монастыря. В разгар карабахского конфликта азербайджанские спецподразделения захватили село. Население было вынуждено бежать, большая часть обосновалась в Армении.
Отметим, что 13 июня в день 28-й годовщины оккупации азербайджанскими силами армянонаселенного Шаумянского района МИД Армении выступил с заявлением, в котором поддержал законные требования карабахских властей в отношении оккупированных Шаумянского и части Мартакертского и Мартунинского районов.