О Викторе Амазасповиче как об ученом написано очень много. Немало информации также о ярких и интересных событиях его насыщенной жизни. Вместе с тем, выдающийся астрофизик – отец четверых детей.
Рафаэл, Карине и Елена живут ныне в России. А вот младший сын – Рубен, предпочел остаться в Ереване. Ему 78 лет, и он до сих пор работает в Институте математики при Национальной академии наук Армении.
Нам интересно было узнать, каким был основоположник теоретической астрофизики в семье, со своими детьми. По рассказу Рубена Викторовича, в детстве отца они видели мало: он слишком много работал. Собственно, иначе и не объяснить все те награды и звания, присужденные ученому. Но перечислять их не будем, иначе наш текст увеличится как минимум вдвое. Кажется, будто Виктор Амазаспович удостоился всего, чего только мог удостоиться тогда деятель науки, причем не только в своей стране…
Его сын вспоминает, что отец был очень строг с ними. На вопрос о том, как великий астрофизик относился к шалостям детей, математик отвечает: "Шалостям?! Нет, что вы, шалить при отце мы не смели. Дисциплина же была…"
Когда же сыновья подросли, и пришло время подавать документы в тот или иной вуз, именно Амбарцумян решил их дальнейшую судьбу.
"Ты пойдешь в математику, а ты – в физику", - сказал он юношам. Так те и поступили. И ничуть об этом не жалеют. Все как нельзя здорово сложилось в итоге, считает Рубен Викторович.
Он признается, что работы отца оказали на него с братом огромное влияние. Что же касается того влияния, которое неизбежно оказывала личность Амбарцумяна на общение его детей со своими сверстниками, то оно, по словам нашего собеседника, было неоднозначным.
"В то время был культ личности Виктора Амбарцумяна. Но были и те, кто указывал, мол, это его отец получает такую-то зарплату?.. Все зависело от уровня этих людей", - говорит он.
Когда же Рубен Викторович уже был студентом, отец делился с ним своими рассуждениями и предположениями относительно исторических фактов и событий.
Так, его не оставляла в покое мысль о том, что постановление о создании в Армении Академии наук именно в 1943 году, когда должна была состояться знаменитая Тегеранская конференция, было неслучайным.
И действительно, в 1943 году, в самый разгар войны, в Ереване создали Академию наук Армянской ССР. Амбарцумян согласился работать в ней и переехать в Ереван. Вскоре его избрали действительным членом Академии и назначили ее вице-президентом. К слову, к тому моменту он уже был членом-корреспондентом Академии наук СССР.
Бесстрашный армянский гений, или Как Виктор Амбарцумян открывал тайны Вселенной>>
"Как нам кажется, Иосиф Виссарионович специально все сорганизовал аккурат к знаменательной конференции, чтобы речь зашла и об Армении. Кроме того, я уверен, что на встрече трех лидеров обсуждалась также фигура Виктора Амбарцумяна", - говорит мой собеседник.
Здесь необходимо отметить, что во время Великой Отечественной войны армянский ученый работал над своей знаменитой теорией по рассеянию света в мутной среде. Естественно, что работа имела военное значение. Ее результаты могли быть использованы для обнаружения, например, подводных лодок противника в мутной морской воде или самолетов в тумане.
Сын астрофизика считает, что благодаря трудам его отца Англии удалось в конце концов успешно атаковать гитлеровские субмарины. Кстати, за эту работу армянскому ученому в 1946 году была присуждена Сталинская премия.