Жанна Погосян, Sputnik Армения
Машины с флагами Армении и Нагорного Карабаха, сигналы, аплодисменты: такое впечатление, что в аэропорту провожают футбольную сборную. Но на самом деле мы находимся около одного из ереванских военкоматов. Он считается одним из крупных, но из-за большого наплыва добровольцев военкомат временно "переселился" в здание музыкальной школы имени Тиграняна, которое находится по соседству.
Во дворе толпятся мужчины разных возрастов: кто-то в потертой военной форме, а кто-то - совсем новенькой. У кого-то на спине огромный рюкзак, кто-то курит, а кто-то успокаивает плачущую женщину.
Роза Сагателян — единственная из собравшихся здесь женщин без единой слезинки на глазах. Она не провожает на фронт мужа, брата или сына – она едет на фронт сама.
"Я молила Бога, чтобы меня взяли на фронт. И получилось. Через час выезжаю в Арцах. Моя мама очень переживает, но я ей со вчерашнего дня говорю: не важно, что я женщина. Я готова ради нашей земли, нашей крови воевать бок о бок с нашими парнями", - говорит Роза.
Слова излишни: самое "говорящее" фото из Карабаха>>
К ней подбегает парнишка в майке с военным принтом. За ним стоит девочка постарше. Это дети Розы, оба несовершеннолетние. Их она оставляет на попечение бабушки и дедушки.
"Я им уже сказала - не плакать, не переживать, мама идет, чтобы воевать рядом с нашими братьями. Они очень ждут, чтобы мама поскорее вернулась. Говорят, мам джан мы ждем тебя, возвращайся", — говорит Сагателян, обнимая сынишку.
Мальчик, отвечая на вопрос, будет ли он скучать по маме, ведь он остается один, отвечает: "Мы не одни, мы с дедушкой и бабушкой. А мама уйдет и скоро вернется. Мы ее уже ждем!"
Сагателян служила в армии на контрактной основе в 2003-2006 годах. Добровольцев из числа бывших контрактников во дворе довольно много. Один из мужчин негодует, что его не взяли на фронт.
"Сказали, что людей старше 44 лет, пока не берут. Я родился в 1974-ом. Пришел с сыном записаться добровольцем, ему 23. Его взяли, меня - нет. Вы не представляете, как нам надоела эта война. 500 лет длится. Надо наконец ее закончить", — говорит он.
Мужчина рядом поддерживает разговор: "Это война - духовная, нас невозможно победить".
Во дворе музыкальной школы стоят несколько пока пустых автобусов. Высокопоставленный военный с рупором и со списками в руке подходит к одному из них и начинает зачитывать имена.
Мужчины крепко обнимаются с друзьями, родными и заходят в автобус. Кто-то подходит к военному со списком и просит посмотреть, определили ли его в один автобус с другом. Дети Розы ненадолго поднимаются с мамой в автобус - хотят побыть с ней подольше.
"Ахпернер джан (братья), опаздываем, быстрее, быстрее!", — кричит в рупор военный. Мужчины размыкают объятия и быстро заходят в автобус. Водитель гасит сигарету и заводит мотор. Провожают будущих солдат аплодисментами и криками.
Напомним, 27 сентября населенные пункты, а также воинские части в Карабахе подверглись интенсивному артиллерийскому обстрелу с азербайджанской стороны. Затем мотострелковые и танковые подразделения противника перешли в наступление на северном, южном и юго-восточном направлениях.
"Раненый" Мартуни: репортаж из города, в котором погибли бабушка с внучкой>>
На данный момент бои продолжаются, армянская армия отражает атаки противника. По последним данным Армии обороны Нагорного Карабаха, с начала боевых действий погибли 58 военнослужащих и двое мирных жителей (женщина и девочка).