В селах вблизи города Варденис в Армении намечали так называемый "сезон картошки". Но на полях нет ни тракторов, ни земледельцев. Всему виной артиллерийские обстрелы и удары беспилотниками азербайджанских вооруженных сил.
Направляемся в Варденис. Видим направляющийся оттуда поток машин. В одной лишь водитель и множество матрасов, в другой - только дети, а в третьей - семья. Мы же в ту сторону достаточно долго едем в одиночестве. Вдруг появляется белый минивэн, водитель которого останавливает нашу машину и предупреждает, что везде дроны летают и ехать в Варденис опасно. Узнав, что мы журналисты, просит отключить телефоны, ведь из-за них БПЛА якобы с легкостью определяют мишень и обстреливают.
- А ты зачем едешь?
- У меня в машине много мест, вдруг надо помочь людям, перевезти кого-то или что-то другое.
Он показывает нам дорогу в Гегамасар и исчезает. Въезжаем в село и замечаем, что людей на улицах нет, а машины припаркованы прямо на трассе, чтобы в случае необходимости быстро уехать. Едем в глубь села и видим группу мужчин. Они что-то бурно обсуждают и постоянно призывают отойти друг от друга. Группой стоять опасно. Некоторые вывезли детей и жен, а другие потребовали, чтобы они не выходили на улицу, пока неспокойно. Мужчины охотно рассказывают, что армянские ПВО друг за другом сбивают беспилотники, но и они не дремлют и уже успели записаться в добровольцы.
- Нам некуда бежать, мы крепко стоим в тылу и защищаем наших солдат, а когда придет время, все как один пойдем на передовую и будем защищать наших жен и детей, - говорит один из местных жителей и рассказывает, куда направиться, чтобы найти место, где был сбит беспилотник.
Заезжаем в село Норакерт. Встречаем по пути женщину, которая пытается согнать с дороги стадо овец. Мы останавливаемся и начинаем расспрашивать ее про сбитые беспилотники. Выясняется, что один из них, уже подбитый, пролетел мимо ее дома и упал недалеко в поле, где образовалась большая воронка. Пока женщина рассказывает, к нам подходит ее сын Лерник и предлагает проводить к месту происшествия. Он рассказывает, что уже два дня периодически ведутся обстрелы, но беспилотник здесь появился впервые . Мужчин это событие не напугало, но женщины и дети перенесли серьезный стресс, а некоторые предпочли сидеть дома.
- Мы не боимся ничего, наши дома построены основательно, и подвалы могут стать убежищем. Достанем компоты и вместо них кровати пристроим. Но это для мамы с папой, я воевать хочу, - говорит Лерник.
Он единственный ребенок в семье. Мама боится его потерять, но парень успел записаться добровольцем, и ей пришлось смириться. Лернику всего 22 года. Он не женат, да и любимой девушки пока нет. Говорит, после войны обзаведется семьей, а пока будет защищать всех мам, жен и дочерей. Затем замолкает на несколько секунд, а после паузы рассказывает, что из соседнего села Мец Масрик уже есть погибший – 25-летний контрактник.
- Герой, никак иначе. Ничего, это последняя война, - говорит Лерник, провожая нас.
В Мец Масрике встречаем трех женщин и ребенка. На улицах малолюдно. Сюда беспилотники не долетели, но раздавались звуки обстрелов и взрывов. Одна из женщин работает в селе Сотк и видела, как там взорвался автобус. Она быстро собралась и приехала к семье — убедиться, что дома все хорошо. Женщина не успевает рассказать, что там творилось, когда ее перебивает пожилая местная жительница.
- Вы-то куда едете? Там эти бзиколки летают. Молодые же совсем, - переживает бабушка.
- Все будет хорошо, - отвечаем мы.
- Все и так хорошо, цавд танем (ласкательный оборот, выражающий любовь и заботу, дословно: "возьму на себя твою боль". - ред.). Наши богатыри горы свернут и врага поганой метлой прогонят, - говорит она и благословляет наш путь.
Чтобы попасть в Сотк, приходится вести переговоры с полицейскими. Там были интенсивные обстрелы и въезд гражданских лиц небезопасен. Наконец удается убедить их, и они просят держать ухо востро.
- Еще час назад активно стреляли и БПЛА летали. Оставайтесь с местными жителями. Они знают, что делать.
Через несколько минут убеждаемся в этом лично. В селе нет ни одного человека. Все женщины и дети сидят по домам, а мужчины организовали посменные дежурства из десятка человек и обдумывают разные варианты развития событий. В случае реальной угрозы откроют убежища и спрячут там всех, кто не в состоянии участвовать в боях.
- Мы войны не боимся, для нас нет разницы, на передовой воевать или тут. Враги не научились воевать. Их снаряды не взрываются, стрелять не умеют, а мы уже показывали им, где раки зимуют, и в этот раз покажем.
Просим сфотографировать их на память. Мужчины охотно соглашаются, но с просьбой, чтобы все улыбались и фотка была веселая. Вернутся с фронта, увеличат ее и повесят на самом видном месте в знак жизни и победы.
Напомним, с 27 сентября Азербайджан проводит широкомасштабную военную агрессию по всей линии карабахско-азербайджанской границы. По последним данным, армянская сторона потеряла 80 военных и 4 мирных жителя, ранены около 200 человек. 29 сентября ВС Азербайджана подвергли обстрелу воинскую часть и села в Гегаркуникской области Армении. Один из мирных жителей погиб именно вследствие этих обстрелов.