Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
"Զոհվել չկա, տղե՛ք" ("И не думайте погибать, ребята"), "Գինի՛ լից" ("Налей вина"), "Հայեր միացեք" ("Армяне, объединяйтесь")… Эти композиции нынче полностью заменили не только самые модные и знаменитые мировые хиты, но и излюбленный большинством местных армян "рабис".
Иначе и быть не могло. Какой армянин станет слушать что-то кроме патриотических песен, когда его страна воюет. Вот они и раздаются теперь буквально отовсюду – с экранов телевизоров, в офисах, в автобусах и такси, ну и, конечно с передовой.
Ни одно национально-освободительное движение армян не обходилось без народной песни. Расцвет ее приходился на время карабахского движения 90-х годов, в период четырехдневной апрельской войны, после которой произошел сильный подъем национального самосознания. То же самое мы наблюдаем в эти дни.
Как рассказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения народный певец, заслуженный артист Армении Арсен Григорян – Мро, патриотическая песня действительно способна сплотить целую нацию.
"Она воодушевляет бойцов на поле боя. Благодаря ей мы побеждали и побеждаем прямо сейчас. Но сила ее также в том, что она способна объединить всю нацию", - сказал он.
Патриотическая песня играет ключевую роль в сохранении идентичности армянского народа и в воспитании поколений. Интересно, что лишь часть этих композиций – народная: многие стихи были написаны отдельными людьми, но со временем стали народными.
Это, к примеру, большинство сочинений Гусана Айказуна (армянский композитор, автор песен Гагик Назарян).
Среди них "Հայեր միացեք" ("Армяне, объединяйтесь"), "Геташен", "Պատերազմ եք գնում, հպարտ գնացե՛ք" ("На войну идите гордо"), написанная, кстати, в 1992 году.
В ней история
"Есть очень важная линия в армянской народной песне, которая передает историю. В этих композициях содержится важная информация. Они рассказывают про Аварайрскую битву 451 года, Фидаинские движения конца XIX-начала ХХ века, Арцахское движение, про Андраника, Геворга Чауша и т.д.", - говорит Арсен Григорян.
По мнению исполнителя, песни с армянским звучанием должны "жить" с народом всегда, а не по какому-либо поводу, будь то национальный праздник или война.
"Долгие годы я боролся именно за то, чтобы наши песни вытеснили музыку рабис с чуждыми для нас звучаниями", - говорит он.
Сочинения армянских ашугов или композиторов должны занять место музыки с восточными мотивами, считает Григорян. Это особенно важно после после нынешней войны в Арцахе.
В ней сила и любовь
В то же время, по мнению психолога, доктора психологических наук Аси Берберян, любая народная песня – это отражение самосознания и даже темперамента того или иного народа. Это ощущается и в ритмике, и в мелодичности.
"Особенность армянских патриотических песен в том, что в них заложена любoвь. Потому что мы народ созидательный. Мы не агрессивный народ, мы защитники. И наша сила, наша мощь именно в таких ценностях, как любовь и добро, поэтому мы сильнее противника", - говорит она.
Берберян приводит в пример слова песни "Кармир, капуйт, циранагуйн" ("Красный, синий, абрикосовый" - цвета армянского флага).
"Я люблю свою страну. Говорим "прощай" жизни бесцветной. В нашей стране – радостной и теплой. Мы будем жить под мирным небом".
Специалист считает, что основной эффект армянских патриотических песен в том, что они заставляют каждого человека почувствовать себя частицей целой нации. С этой точки зрения их можно назвать психотерапевтическими, поскольку они спасают от страха и одиночества.