Нана Мартиросян, Sputnik Армения
Найти квартиру Геворкянов труда не составляет. Все жители села Джрамбар и расположенных неподалеку населенных пунктов знают семью, приютившую около 20 родственников из Карабаха в двух квартирах, разделенных лишь тонкой стеной.
В этой семье хорошо знают, каково быть беженцем — сами в 90-ом бежали из Баку. Сегодня же без тени сомнений приютили не только вышедших замуж в Арцахе двух дочерей, но и всех родственников, вынужденно покинувших свои дома.
"Мы готовы приютить и больше, но родственникам сложно до нас добираться. Мы знаем, насколько страшна война. Жаль, что это знают не только наши дети, но уже и внуки", — говорит мать семейства Асмик.
То, что в квартире многолюдно, понять можно уже с порога. В прихожей много обуви – взрослой и детской вперемешку. Пахнет горячим хлебом и слышится голосок малышки Татев: "Папочка, я тебя люблю". Детей тут много. В трехкомнатной квартире разместились четверо взрослых и шестеро детей, не считая хозяев.
Мы быстро знакомимся, ребята представляются и объясняют родственные связи, но запомнить столько информации сразу не получается.
Женщина по имени Кристина замечает наше замешательство, и чтобы как-то сгладить конфуз, начинает рассказывать, что приехала в деревню в 1,5 года, когда семья бежала из Баку. Волею судьбы она и ее сестра вышли замуж в Нагорном Карабахе. Теперь же обеим уже со своими детьми пришлось вновь искать пристанища в Джрамбаре. И опять убегая от азербайджанских пуль…
"Так трясло, как будто было землетрясение. Я поняла, что началась война, но мы не хотели уезжать - деверь настоял. С мужем тогда связи не было. Перед нашим отъездом он приехал и попрощался. А вчера увидела его по видеосвязи. Он был небрит, и я его хорошенько отчитала. Заставила привести себя в порядок. Нужно поддерживать наших мужчин. В день своего дня рождения я уезжала из Степанакерта со слезами на глазах, вернусь с широкой улыбкой", — говорит она, но ком стоит в горле – это очевидно.
Дети тихонько усаживаются рядом и слушают рассказ мамы, и как только она замолкает, 11-летний Арсен не терпящим возражений тоном говорит, что они очень скоро вернутся домой. И папа будет рядом. Малышка Татев почти ничего не понимает, но вторит раз за разом брату: "Папа будет рядом".
Кристина слез сдержать уже не может, но ее мама Асмик тут же велит собраться и присмотреть за хлебом, пока она провожает нас в квартиру за стеной, где разместились остальные родственники.
Здесь обустроились трое взрослых и шестеро детей. В углу спит малыш Артур, а на кровати лежит Светлана — после приезда состояние ее здоровья резко ухудшилось.
"Мы бежали из Баку в Карабах, а там нас настигли три войны. Во время первой войны мы сына отправили в безопасное место, муж пошел на фронт, а я в Степанакерте была. Сейчас тоже осталась бы, но сын настоял, ему так спокойнее. Я оставила под огнем самое дорогое – сына. Вернусь, как только город очистят от проклятых мин, а теперь молюсь за всех наших сыновей. Они победят", — даже не пытаясь сдержать слезы говорит Светлана.
А потом она, обращаясь к супругу, говорит, что первая война не была такой жестокой - он то должен помнить. Валерий молчит.
Он вообще не проронил ни слова, пока мы были там. Все смотрел на спящего Артурика, а когда тот проснулся, попросил внучку надеть на него свитер. Тут все дети помогают друг другу – старшие ухаживают за младшими.
"Дети все хорошо понимают и часто стараются избавить нас от забот. Сейчас всем грустно, но от их шалостей настроение сразу поднимается", — говорит Асмик.
В разговор вмешивается одна из девочек. Рассказывает, что их так много, что 20 буханок хлеба за день съедают, а еще одежда так часто пачкается, что бабушка Асмик не успевает стирать. Со сменной же у них проблемы – почти все дома оставили. А когда ужинают, приходится скамейку из одного дома в другой тащить.
Большинство из них проводит ночь на полу в кооперативе "Бари гишер". Вот если бы были раскладушки, то спать было бы намного удобнее.
"И Артурик постоянно плачет, хочет к папе. Вообще уже нужно возвращаться домой, там и папы без нас не могут справиться, и по школе уже скучаем", — говорит она.
Все как один твердят о намерении вернуться в Арцах. Хоть Армения и родина, и приютила в самый сложный момент, но на арцахской земле спокойнее – даже если война. Женщины не прочь уже сейчас вернуться, но мужья дали четкое указание – приедут тогда, когда они позовут. А они точно позовут.
Напомним, с 27 сентября в зоне карабахского конфликта идут интенсивные бои. ВС Азербайджана обстреливают мирные города и села Карабаха, уничтожая жилые дома и гражданские инфраструктуры. В результате мощных ударов есть погибшие и пострадавшие среди мирного населения Карабаха. В Армении и Карабахе объявлено военное положение. Было принято решение объявить о гуманитарном перемирии с 12:00 часов 10 октября, однако боевые действия по факту не прекратились.