Взгляд изнутри. Что общего между первой карабахской и нынешней войной?

© Sputnik / Илья ПиталевМужчина на месте обстрела здания родильного дома в Степанакерте (28 октября 2020). Карабах
Мужчина на месте обстрела здания родильного дома в Степанакерте (28 октября 2020). Карабах - Sputnik Армения
Подписаться
У карабахской войны 2020 года есть две особенности: во-первых, никогда прежде беспилотники не использовались настолько активно, во-вторых – до этого Турция не была вовлечена в конфликт настолько сильно.

Кампанию против БПЛА некоторые международные организации развернули еще несколько лет назад, утверждая, что они используются против гражданского населения, и что бороться с этими дронами довольно сложно.

Турецкий беспилотник Bayraktar TB2 - Sputnik Армения
Война дронов: должны ли в Армении бояться турецких "Байрактаров" и при чем здесь Россия?

Сейчас мало кто помнит, но и во время первой карабахской войны руководство Турции угрожало конкретными действиями поддержать Азербайджан, который в спровоцированной им же войне терпел поражение и терял территории.

Речь, в частности, о 1993 годе, когда в карабахской войне произошел очевидный перелом. Если до этого риск потерять Карабах все возрастал, то с конца 1992 года как в Армении, так и в Карабахе резко активизировались усилия по созданию регулярной армии. Это, конечно же, дало положительный результат.

Руководство Турции следило за всем этим с большим опасением и всячески пыталось вмешаться, но не получалось. В то время Анкара всеми возможными средствами развернула кампанию, чтобы убедить международное сообщество в том, что Армения поддерживает боевиков Курдской Рабочей партии, которые хотят расчленить Турцию и создать собственное государство на границе с Арменией.

Ереван опровергал эти утверждения. Как бы то ни было усилия турецкой пропаганды не дали особого результата, после чего руководство Турции начало озвучивать угрозы в адрес Армении.

Журналист Татул Акопян в своей книге "Армяне и турки" приводит слова бывшего министра иностранных дел Армении Ваана Папазяна: "Наша сторона замечала передвижения турецких войск и их подход к границам Армении.  Мы относились к этой угрозе со всей серьезностью. Тер-Петросян в разговоре с Ельциным отметил, что Армения видит серьезную опасность и хочет, чтобы российская сторона высказала четкую позицию. Кроме того, еще раньше было несдержанное заявление президента Турции Тургута Озала о том, что они могут сбросить пару бомб на Ереван. Я не знаю, какими были бы дальнейшие шаги турок, если бы не известное заявление генерала Шапошникова. Но турецкую угрозу мы воспринимали весьма серьезно".

Просто напомню, что до этого, еще осенью 1992 года, согласно договору между Арменией и Россией, Москва взяла на себя обязательство по защите границ Армении с Турцией и Ираном.

Проще говоря, вдоль этих границ были размещены российские военные, что сдерживало турецкую угрозу. Однако случались провокации: именно в начале сентября 1993 года турки открыли огонь по одной из пограничных застав Арташата, но после довольно жесткого заявления начальника размещенных в Армении российских пограничных войск Александра Бабенко, турецкие провокации прекратились.

В завершение хочу привести еще одну цитату из книги моего коллеги Татула Акопяна, чтобы показать, насколько сильно сегодняшняя военная ситуация похожа на ситуацию первой половины 90-х.

"24 декабря президент Армении Левон Тер-Петросян заявил: "Руководство Азербайджана отвергло все инициативы по мирному урегулированию конфликта. Все это, включая участие в боевых действиях афганских моджахедов и турецких военных в составе азербайджанской армии показывает, что Азербайджан рассчитывает только на военное решение, и что политика его руководства направлена на расширение конфронтации и вовлечение в нее других государств".

Лента новостей
0