Кажется, в Баку действительно обеспокоены тем обстоятельством, что за последние дни в плен к солдатам Армии обороны Карабаха попало два живых наемника – террориста из Ближнего Востока. Иначе заявления, с которыми начал выступать президент Азербайджана Ильхам Алиев и его администрация, и не объяснить.
Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Азербайджанский лидер выступил с заявлением о том, что Россия должна (хорошо, что не сказал – обязана) сохранять нейтралитет в карабахском конфликте. А затем его помощник Хикмет Гаджиев назвал фальсификацией видео, опубликованное спецслужбами Армении. На видео допрашивается задержанный в Карабахе житель сирийского города Мухраб Мухаммад аль-Шхер, который дает показания. Считая себя наемником, он утверждает, что прошел военную подготовку в Турции и был переброшен в Азербайджан для того, чтобы воевать в Карабахе.
Кроме этого помощник азербайджанского президента в своем заявлении утверждает, что на армянской стороне воюют некие боевики из Рабочей партии Курдистана. Сам же Ильхам Алиев пытается объяснить и обосновать, почему это Россия не имеет право вмешиваться в вооруженный конфликт, который им же спровоцирован буквально в нескольких километрах от российской государственной границы.
"Во-первых, мы не нападали на Армению. Во-вторых, Россия - сопредседатель Минской группы, и она должна придерживаться нейтральной позиции, как и все сопредседатели, в соответствии с выданным им ОБСЕ мандатом", - утверждает Алиев. Только логика в заявлениях лидера Азербайджана хромает, поскольку речь идет отнюдь не о вмешательстве России в кровопролитный вооруженный конфликт, спровоцированный в Карабахе.
Во всех заявлениях официальных дипломатических структур и руководства Армении, и Нагорно-Карабахской республики говорится в первую очередь о том, что в регион из Ближнего Востока завезены боевики из группировок, считающихся в России террористическими. Также отмечается, что в боевых действиях на территории Карабаха Азербайджан использует запрещенное химическое оружие (фосфорные боеприпасы) против мирного населения, гражданской инфраструктуры и экологии региона, где ведутся боевые действия.
Однако все это – тема для отдельного разбирательства и разговора в высших представительствах и структурах мирового сообщества. Есть же Гаагский суд, есть Совет Безопасности ООН. А пока предметный разговор пойдет именно о боевиках.
Что касается России, то о ней Баку не следовало бы заикаться. Москва еще в 2015 году приняла принципиальное политическое решение бороться с международными террористическими группировками на "дальних подступах" к своей государственной границе. Именно поэтому Кремль тогда положительно откликнулся на просьбу законно избранного руководства Сирии помочь в борьбе с этими группировками.
И с тех пор Россия проделала огромный объем работы по уничтожению всякого сброда, представляющего ИГ, "Джебхат ан-Нусра" (запрещенные террористические организации), "Султан Мурад" (сейчас воюет на территории Карабаха). Тогда группировка российских Военно-Космических Сил (ВКС) отработала блестяще, очистив почти 90 процентов сирийской территории. А тут представители террористической объявляются близ российской границы.
В Армении помнят мнение Путина о том, где надо мочить террористов
Когда премьер-министр Армении Никол Пашинян говорил о том, что у России, по большому счету, есть все основания начать анти-террористическую операцию на Южном Кавказе, он отнюдь не имел в виду, что Москва должна направить армию в поддержку Еревана и Степанакерта.
В заявлении армянского руководства речь шла о том, что появление представителей ближневосточных международных террористических группировок у южных ворот России – на Кавказе - не может не обеспокоить руководство страны-союзника Армении. Да и слова президента РФ Владимира Путина о том, где следует мочить боевиков, до сих пор в Армении все помнят.
Более того, сейчас доказательств вовлечения ближневосточных террористических организаций в кровопролитный конфликт в Карабахе у Армении более, чем достаточно. Более того, армянские власти имеют показания конкретно двоих наемников (поименно, с местом жительства), задействованных в боевых действиях в зоне карабахского конфликта.
Это житель села Зиядия из сирийской провинции Идлиб Юсеф Алабет аль-Хаджи и Мухраб Мухаммад аль-Шхер из сирийского города Хама. На допросах они рассказывают, как их вербовали, обещали по две тысячи долларов в месяц за участие в войне "против гявуров", а еще и обещали премии – по сто долларов за голову армянина.
"Это совершенно новое проявление распространения терроризма, когда иностранные боевики-террористы и джихадисты с Ближнего Востока размещаются в зоне конфликта, находящейся на территории ОБСЕ, что представляет собой серьезную угрозу для международной и региональной безопасности и стабильности", - говорится в заявлении армянского внешнеполитического ведомства.
И тут возникает вопрос – разве не обязаны были как Службы национальной безопасности Армении, так и все дипломатические структуры (равно как и руководство страны) предоставить полученную информацию своим союзникам по ОДКБ? И разве не вправе ли армяне, столкнувшись лицом к лицу с представителями международного терроризма, ожидать поддержки?
Изначально было понятно, что начиная авантюрную операцию по освобождению Карабаха от его исконных жителей – армян – в Баку рассчитывали на то, что при помощи "высокотехнологичной" армии натовской Турции, а также боевиков из Ближнего Востока удастся все проделать "втихую", за несколько дней. И есть тогда вероятность, что до мирового сообщества не дойдут (или дойдут с опозданием) слухи о наемниках-террористах, услугами которых пришлось воспользоваться.
И удастся обойтись без всякого рода объяснений и откровенной лжи, когда президент государства отрицает очевидное перед телекамерами международных СМИ. Не получилось, потому что сорвался планируемый блицкриг, и время начало работать против Баку.
Сейчас у Еревана достаточно фактов , чтобы доказать международному сообществу наличие ближневосточных террористов в боевых действиях против Карабаха. Как же так получилось, что в лесах под Шуши отряд самообороны Карабаха нарвался на группу? Нет, отнюдь не боевиков. А турецких спецназовцев.
Как при появлении неопровержимых доказательств будут объясняться в Баку и Анкаре? Как отреагирует руководство Североатлантического блока НАТО, окопавшееся в Брюсселе и откровенно не реагирующее на заявления о том, что в небе Карабаха действуют натовские F-16, атакующие гражданскую инфраструктуру и гражданские объекты в населенных пунктах? Как будут реагировать на участие в боевых действиях на карабахском военном плацдарме турецкого спецназа региональные лидеры?
Вопрос вовлечения наемников в военные действия Азербайджана против Карабаха должен стать предметом международного расследования, сказал премьер-министр Армении Пашинян. Вот пускай международное сообщество и думает?