"Okul defteri" – слова, которые вспомнят все армянские школьники 90-х. В тетрадях с такими надписями (а по-турецки они как раз и значат "школьная тетрадь") дети писали упражнения по математике и даже сочинения по армянскому языку. И совсем не только потому, что турецкие товары лучше, а производство эффективнее. Просто в Армении явно придерживались негласного принципа либеральной экономики 90-х: "Умри с голоду, но не помогай местному производству".
В Турции же подходы были иные: здесь производили и экспортировали и "Okul defteri", и "Derby" ("народный" шоколад 90-х очень низкого качества), а потом и многое другое. И не только в Армению, но и в другие страны региона.
На протяжении многих лет государство вкладывало миллиарды долларов в промышленность. В последние годы этот механизм дает сбой, в том числе из-за роста военных расходов и нестабильности внешней политики и не всегда прозрачных субсидий бизнеса. Без шапкозакидательства, приходится признать: даже при всем этом турецкая экономика остается одной из сильнейших в регионе. Но нестабильность последних лет значительно ослабила и экономику, и доверие инвесторов.
С одной стороны, государственные миллиарды помогали турецкому бизнесу и экспорту. С другой – никто точно не знал, сколько власти на это тратят и по каким принципам. Это стало одной из причин повышения госдолга и дефицита бюджета.
Себе дороже: как призыв Эрдогана бойкотировать французские товары погубит экономику Турции>>
Другой причиной стал рост военных расходов. На деньги от "okul defteri" и многого другого за 20 лет Турция увеличила военные расходы почти втрое: с 7,2 млрд в 2001 году до 20,4 млрд в 2019-м. После за счет этих средств начали финансироваться многочисленные военные интервенции в регионе.
Замахнулись
Однако на все это турецкая экономика тратила больше, чем зарабатывала, поэтому рос и негативный баланс торговли, и дефицит бюджета. Вдобавок, агрессивная внешняя политика повышала риски санкций и снижала доверие инвесторов. Посему привлечение внешнего долга для Турции обходилось все дороже. В результате, если десять лет назад Турция должна была платить за свои 10-летние облигации чуть меньше 9% годовых, то сейчас – более 14%.
Вследствие этого сократились возможности дальнейших бюджетных вливаний – и в экономику, и на военные расходы. Но и в таких рискованных условиях Центральный банк Турции, по указанию президента Реджепа Тайипа Эрдогана, продолжал стимулировать кредитование - хотя непонятно, как бизнес без господдержки сможет их возвращать. Кроме того, правительство продолжило массовое финансирование бизнеса, причем в таких непростых условиях решило вложить 36,5 миллиарда лир (более 4 миллиардов долларов) на мега-проект по выпуску электромобилей под турецкой маркой.
Молоко и мясо
Продолжились и массовые расходы на поддержание потребительских цен, чтобы не вызывать недовольства в обществе. В частности, цены на более чем 25% товаров первой необходимости в Турции так или иначе регулируются государством. Например, в 2019 году, чтобы сдержать рост цен на продукты, министерство сельского хозяйства начало выдавать субсидии производителям молока и внедрило новые правила на молочном и мясном рынках. Чтобы помочь продажам на местном рынке, был снижен НДС на машины, мебель и бытовую технику местного производства и сборки.
Все эти расходы повысили дефицит бюджета, в результате обваливается национальная валюта — лира. Поэтому многие импортные товары в Турции стали стоить значительно дороже, а страна до сих пор импортирует больше, чем экспортирует (так, в 2019 году отрицательный торговый баланс составил примерно 31 миллиард долларов).
Армения говорит "нет" турецким товарам: кто поддержит бойкот и чем это чревато>>
Все эти факторы (начиная от массового разбрасывания государственных денег и заканчивая военными кампаниями) повлияли не только на кредитный рейтинг страны (что мы увидели на примере облигаций), но и на доверие инвесторов. В 2019 году уровень инвестиций в стране зафиксировал исторический минимум.
Правда, это не означает, что экономика Турции завтра же рухнет (снова: шапкозакидательство – вещь вредная). Это просто означает, что в экономике начались сложности, которые усугубляются, поскольку руководство страны тратит деньги на сиюминутные меры поддержки, не задумываясь, чем их оплатить.
Видимо, один из способов, до которого "додумалась" Анкара – это дешевые нефть и газ (желательно чужие). На углеводороды республика тратит около 40 миллиардов долларов в год, и если откуда-нибудь их получить, можно будет быстрее все выправить. Откуда Турция хочет их получить, понятно всем.
Есть такая профессия - беспокоиться
А если взглянуть внимательнее, то станет ясно, почему против Турции не спешат применять санкции: никто этого не делал и в прошлые годы. Тогда тоже международные лидеры взбирались на высокие трибуны и, не жалея душевных сил, "выражали обеспокоенность".
В политико-экономическом обзоре Евросоюза по Турции (на который мы уже несколько раз сослались выше), отмечается, что в стране живет около 4 миллионов беженцев, представляющих собою источник дешевой рабочей силы, без всяких социальных гарантий. Но европейские руководители не обращают внимания на свои же документы (что уж тут говорить об отчетах омбудсмена Армении).
Почему турецкие товары были "незаменимы" и что меняется теперь – поясняет экономист>>
Еще один, не менее серьезный вопрос, который был затронут в документе, тоже остался без внимания. В декабре 2019 года анализ законодательства Турции выявил серьезные недостатки в правовых актах против финансирования терроризма и отмывания денег. Группа разработки мер по борьбе с отмыванием денег (FATF, один из органов Организации экономического сотрудничества и развития - OECD) представила Турции рекомендации по исправлению ситуации. За этим тоже пока не последовало никакой реакции, в том числе от Евросоюза.
Все эти анализы и отчеты - по крайней мере пока - остаются на бумаге и на страницах многочисленных okul defteri.