ЕРЕВАН, 10 ноя – Sputnik. Премьер-министр Армении Никол Пашинян пояснил, почему дал согласие на подписание перемирия именно на этом этапе конфликта.
По его словам, он должен был предложить народу возвращение как минимум 5 районов без уточнения статуса, либо начнется война. Почему он не сказал об этом до войны – потому что пытался изменить эту переговорную логику.
"Получается, что мне этого не удалось", - сказал Пашинян.
Не получилось потому, что вопрос сдачи территорий была наиболее предметным тезисом в переговорах. Только в этом вопросе не было разночтений.
Премьер отметил, что если бы он представил народу эту ситуацию, то, конечно, она не была бы принята. Даже его фраза "болезненный компромисс" был негативно воспринят в обществе.
"Сказали бы "нет". Я бы на вашем месте тоже бы так ответил. И в результате у нас было бы то же самое. Причем если война была бы раньше, то результаты были бы хуже по объективным и субъективным причинам", - отметил Пашинян.
По словам премьера, он верил и верит в то, что можно бороться за права арцахского народа.
Почему на 5-6 день войны не было попыток предотвратить подобное развитие военных действий? На этот вопрос Пашинян отвечает так: в первые дни военные действия шли для армянской стороны успешно.
Позже речь шла уже не о 5 районах, а о 7. Армянская сторона – как Генштаб, так и народ – хотели переломить ситуацию. Болезненное решение было принято только тогда, когда стало ясно, что этот перелом невозможен.
Перед армянской стороной в этот момент стоял вопрос – избежать худшего.
Если бы армянская сторона согласилась на возвращение 5 районов раньше, то ситуация была бы лучше, чем сейчас.
"Но кто в Армении поверил бы, что это правильный путь? Очень мало людей, я тоже не верил бы", - сказал премьер.
Получилось бы, что без борьбы просто была бы сдана территория. Пашинян отметил, что видит свои ошибки именно в этой плоскости.
Он заявил, что полностью и лично несет всю ответственность за сложившуюся ситуацию. Однако знает, что другие решения раньше – просто были невозможны. Если бы документ не был бы подписан сейчас, то ситуация была бы еще хуже.
Пашинян также отметил, что армия во главе с руководством Генштаба Армии обороны и ВС Армении боролись до конца. Он не исключил, что действия политического руководства не всегда были эффективны в вопросе усиления армии.
"Но факт, что армия всегда была в центре внимания правительства. Хотя да, мы не смогли вложить в нее столько денег, сколько хотели бы", - отметил Пашинян.
Он также указал на существование мифов, связанных с внешнеполитической проблематикой. Но эти вопросы существовали и в 2015 году. Они существуют и в плоскости международного восприятия карабахского конфликта. В частности, речь идет о возвращении 7 районов Азербайджану.
Международное сообщество, к сожалению, по его словам, часто воспринимает конфликт как территориальный спор.
Сейчас все силы должны быть сконцентрированы на экономическом и технологическом усилении Армении и Арцаха.