ЕРЕВАН, 24 ноя — Sputnik, Ашот Сафарян. Иран сейчас с большим подозрением относится к действиям Турции в контексте нагорно-карабахского конфликта. Об этом российский востоковед, руководитель Центра восточных исследований Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Ирина Звягельская сказала в интервью Sputnik Армения.
По мнению эксперта, активность Турции на Южном Кавказе вызывает у Ирана опасения. В Тегеране считают, что турецкая военно-политическая экспансия в конечном итоге будет направлена против его интересов. В частности, Анкара может использовать свой определенный военный и геополитический успех для дальнейшего продвижения к Каспию.
"Турция может использовать и коридор, который теперь должен открыться из Нахичевани в Азербайджан. Она рвется к Каспийскому морю и хочет стать главным транспортером энергоресурсов из региона. Но отмечу, что это чисто иранские оценки. Возможно, некоторые опасения преувеличены. Но о чем можно говорить с полной уверенностью, так это о том, что интересы Турции и Ирана в этом регионе входят в противоречие друг с другом", - считает Звягельская.
Эксперт при этом констатирует, что у Ирана нет каких-либо серьезных инструментов для того, чтобы помешать Турции. Исламская республика Иран в дни боевых действий в Карабахе стянула к границе большое количество сил и средств. В Тегеране неоднократно давали понять, что воюющие в Карабахе наемники из Сирии (т.н. "такфиры") представляют собой серьезную угрозу безопасности Ирана. А были они туда переброшены все той же Турцией. Однако дальше заявлений дело не пошло.
"Не отстать от Турции": востоковед оценил растущую активность Ирана по Карабаху>>
На вопрос о том, как Иран относится к появлению по ту сторону реки Аракс ВС азербайджанских войск вместо Армии обороны Карабаха, которая там стояла еще два месяца назад, Звягельская отметила, что Тегеран почувствовал бы дискомфорт, если бы к северу от нее стояла турецкая армия.
Напомним, в конце октября, еще до окончания боевых действий в Карабахе, замглавы МИД Ирана Сейед Аббас Аракчи в качестве спецпосланника президента Ирана по карабахскому урегулированию побывал в Азербайджане, России, Армении и Турции, предложив план Тегерана по разрешению конфликта. Какова была реакция столиц этих стран на предложения Тегерана, так и осталось загадкой.
А уже 9 ноября главы России, Армении и Азербайджана – Владимир Путин, Никол Пашинян и Ильхам Алиев, приняли совместное заявление о прекращении огня в Карабахе. Согласно заявлению, полное прекращение огня в Нагорном Карабахе вступило в силу с 10 ноября. Армянская сторона согласилась на целый ряд территориальных уступок.
Для контроля за прекращением огня и военных действий, в зоне нагорно-карабахского конфликта развертывается миротворческий контингент Российской Федерации в количестве 1960 военнослужащих, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники.
На территории Азербайджана будет размещен также российско-турецкий мониторинговый центр, который будет следить за соблюдением режима перемирия.