Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Сверхтвердые стекла из синтетического сапфира очень востребованы в мире, но разработки технологии по их производству пока не завершены. В Армении они есть, остались в наследство, как и многое другое, от советской науки и промышленности. Правда, теперь в Армении это никому не нужно: люди, которые называют себя бизнесменами и одеваются в брендовые костюмы, больше хотят инвестировать в гостиницы, рестораны или строить многоэтажки. А зарубежных инвесторов эта технология интересует, но только с точки зрения приобретения, а не налаживания производства.
Кристаллы из синтетического сапфира в мире выращивают давно: из них делают все, что должно быть прозрачным и очень твердым: некоторые хирургические инструменты, прозрачные детали для самолетов и ракет, оптические линзы, которые усиливают лазерные лучи, и многое другое. Но пока хорошо освоена технология вертикальных кристаллов. А что, если нужно, например, сделать окно для космического корабля? Для этого нужен кристалл плоской и широкой формы, как лист стекла. Выпуск такой технологии еще не освоен. Поэтому, чтобы получить плоский лист, выращивают большой вертикальный кристалл, а потом из его середины вырезают самую широкую часть.
Новикова: спад ВВП в странах ЕАЭС требует нетрадиционных решений>>
"То есть нужен кристалл в 600-700 килограммов, его надо выращивать до месяца и больше, чтобы вырезать из него лист в 35-45 кг. А мы выращиваем как раз эти 35-45 кг нужной формы, за три дня", - поясняет директор ООО "Высокотемпературные кристаллы", физик Левон Ованнисян.
Несколько лет назад компания собрала машину для выращивания кристаллов, а также тепловые узлы для поддержания высоких температур – они нужны, чтобы из алюминиевого порошка спекался кристалл. На этой установке было выпущено несколько опытных образцов. Осталось повторить производственный процесс несколько раз, чтобы технология "обкаталась" на практике и из опытной превратилась в промышленную. Вот эту-то идею труднее всего объяснить и инвесторам, и властям – и нынешним, и бывшим. Никто не может понять, зачем тратить деньги на какой-то непонятный гудящий аппарат, если можно построить шашлычную, а потом повесить на нее вывеску с заграничными словами Restaurant и Welcome!
В полученных образцах есть недостатки, но их легко исправить, заверяет Ованнисян. В одном случае были небольшие дефекты с рассеянием вещества в кристалле, в другом образовалась трещина, еще в одном отключился процесс ращения, из-за сбоя в работе установки. Но даже из этих кристаллов можно было вырезать довольно крупные участки без дефектов.
"Нужно повторить производственный процесс около десяти раз, и недостатки будут устранены на практике. На это нужно около 250 тысяч долларов", - пояснил Ованнисян.
В 60-е годы над технологией горизонтальных кристаллов работал армянский советский ученый Хачик Багдасаров, который трудился в Институте кристаллографии АН СССР. Он же создал установки для выращивания таких кристаллов, где начали получать первые стекла, длиной в 20-25 сантиметров. При его поддержке, эти технологии стали исследовать в Советской Армении, усилиями Вилика Арутюняна, академика Михаила Тер-Микаэляна и других. Работы велись в Институте физических исследований в городе Аштарак, в Ереванском государственном университете, в ЕрФИ (Ереванский институт физики им, Алиханяна), а также на предприятии "Лазерная техника". С распадом Советского Союза бюджет на науку резко сократился, и экспериментальные работы на порядок сократились.
Высокогорье — идеальное место для производства косметики. Органик–бренд Nairian из Армении>>
"Понимаете, когда-то была прекрасная страна – Советский Союз. Он был не только уникальным по возможностям, он направлял эти возможности для развития промышленности и науки. А теперь частной компании, у которой нет большого капитала, трудно искать инвесторов на крупных рынках. До крупных корпораций нам или не достучаться, или же им нужна наша технология, а никак не наша страна. Новое производство, развитие Армении - зачем это им?", - подчеркивает Ованнисян.
Кроме того, в самой Армении так долго (больше двадцати лет) повторяли, что промышленность стране не нужна, что зарубежные инвесторы пожимают плечами: "Что тут может быть, кроме шашлыка и коньяка?".
И если частные компании как-то можно понять (в конце концов, они не обязаны заботиться о стране), то труднее понять государство, которое говорит им: "У нас рыночная экономика, так что ничем помочь не можем".
Не так давно проектом заинтересовалась одна из крупных российских госкорпораций, которая ознакомилась с технологией и начала предварительные переговоры с компанией (что доказывает, что этот проект – не очередной "вечный двигатель", а вполне серьезная и перспективная технология).
У компании есть и главная ценность – люди, "спецы". Главный конструктор на предприятии – высококлассный инженер Георгий Агаджанян, проработавший технологию до мелочей. Есть опытные физики, которые вместе с ним просчитали, как производственные узлы должны выдержать механическое истирание, высокую температуру, давление. Есть и высококвалифицированные сварщики и другие рабочие. Все они с нетерпением ждут, когда они снова смогут применить свои богатые знания на практике.