ЕРЕВАН, 7 дек — Sputnik, Ашот Сафарян. Разрушительное Спитакское землетрясение, произошедшее в Армении 7 декабря 1988 года, до сих пор дает повод для появления многочисленных версий и суждений. Некоторые из них по крайней мере заслуживают научного внимания, другие же, напротив, явно не вызывают доверия. В этой небольшой заметке мы попытались собрать воедино наиболее известные из муссируемых гипотез и мифов.
Всему виной водохранилище?
Еще в июле этого года ведущий научный сотрудник Координационно-прогностического центра Института физики Земли РАН Самвел Акопян выступил с любопытным заявлением. По его мнению, причиной масштабного бедствия могло стать строительство Ахурянского водохранилища.
По его словам, вся территория Армении и Армянского нагорья находится под давлением Аравийской плиты, которая постепенно продвигается на север. Это приводит к повторяющимся циклам сейсмической активности. Они завершаются землетрясениями каждые 7-8 лет, в основном на востоке современной Турции (историческая Западная Армения). Согласно версии Акопяна, долгое время территория современной Армении оставалась в стороне от сильных землетрясений, поскольку напряжение, нагрузка распределялись на другие регионы Армянского нагорья, в частности, современную Турцию.
Масштаб Спитакского землетрясения в цифрах>>
Однако строительство и запуск Ахурянского водохранилища привели к "ослаблению" территории Армении. С началом работы водохранилища начало меняться пластовое (поровое) давление (то есть создаваемое флюидом — водой, газом, нефтью или их смесью — на стенки пор горной породы) в прилегающих районах. По мнению ученого, чем больше колебаний уровня воды в водохранилище, тем больше меняется поровое давление в грунтовых водах. За 5 лет Ахурянское водохранилище повлияло на ситуацию во всем Ширакском и Памбакском бассейне. Естественное равновесие этих бассейнов было нарушено, что и могло привести к катастрофе.
Ядерные испытания в Советском Союзе
Версия ядерных взрывов, якобы ставших причиной землетрясения, также обсуждалась все эти годы. Сторонники этой теории ссылаются на тот факт, что в октябре 1988 года в Белакано-исмаилинской зоне (Азербайджан, граница с Грузией и Северной Осетией) взрывали ядерные заряды по 50 килотонн на глубине 2,5-5 км. Официально это объяснялось глубинным сейсмозондированием в рамках "разработки сейсмооружия".
Некоторые советские ученые тогда говорили, что эти взрывы только накопят напряжение в совершенно непредсказуемых местах и сейсмика рванет там, где не ждали. Однако впоследствии это утверждение опровергалось специалистами. Миф этот вполне можно считать одним из первых примеров информационно-психологических диверсий, примененных (и применяемых) многими внешними силами на постсоветском пространстве.
Политический след
Есть и, прямо скажем, циничная версия, политическая. Она сводится к тому, что советское военное руководство испытало в Армении тектоническое оружие огромной мощи. Одна из задач военных якобы сводилась к тому, что армяне, шокированные трагедией, забудут о карабахском движении и разногласиях с Азербайджаном.
В качестве ключевого доказательства приводится тот факт, что ещё летом-осенью 1988 года Минобороны эвакуировало с полигонов под Спитаком и Кироваканом (ныне Ванадзор) боевую технику. Командному составу этих воинских частей был предоставлен отпуск и они выехали в Россию.
Кроме того, до армян доходили слухи о грядущем "большом испытании" — об этом шептались между собой члены семей советских военных. Однако эта гипотеза сразу же натыкается на здравый смысл: зачем советскому руководству, даже если оно планировало испытать сейсмическое оружие, подвергать риску густонаселенную территорию северо-западной Армении, "угробить" столько жизней и затем восстанавливать разрушенные города и села?
Вместо послесловия
Споры вокруг причин трагедии не утихают по сей день. Землетрясение стало одной из самых трагических страниц истории Армении и армянского народа. В результате мощной стихии, по официальным данным, погибли 25 тысяч человек, еще 140 тысяч стали инвалидами, более 500 тысяч — лишились крова. В одночасье было уничтожено почти 40% промышленного потенциала страны. О последствиях землетрясения наиболее красноречиво говорит тот факт, что до сих пор властям страны не удалось полностью ликвидировать т.н. "зону бедствия".