ЕРЕВАН, 8 дек -Sputnik. Акции неповиновения с требованием отставки премьера Никола Пашиняна стартовали в Армении с 8 декабря, но оппозиции пока не удалось убедить своих сторонников выйти на улицы.
Давление демонстрантов в первый день акций неповиновения назвать сильным нельзя. Но, как отметил в беседе со Sputnik Армения политтехнолог Армен Бадалян, оценивать ситуацию еще рано.
"Если волна поднимется, и общество сможет политически и психологически повлиять на депутатов блока "Мой шаг" (чтобы они вышли из фракции и избрали другого премьера), то да – участники акции смогут добиться власти. Нужно понимать, что сопротивляется только один человек – и это сам премьер. Его окружение в течение 5 секунд может отойти от него, как только почувствует, что Пашинян ослаб", - отметил Бадалян.
Политтехнолог согласен с тем, что часть общества, выступающая за отставку Пашиняна, не спешит поддерживать оппозицию, выдвинувшую единым кандидатом Вазгена Манукяна.
При этом, по его словам, там не только силы, представляющие прежнюю власть. Туда входит, например, и Артур Ванецян, который занимал пост главы СНБ в правительстве самого Пашиняна.
Против Пашиняна выступают те, кто был безразличен к проблемам страны – депутат>>
Но вопрос, по словам Бадаляна, даже не в том, кто из них "новый" или "старый". И даже не в подписании пораженческого соглашения по Карабаху. Вопрос в том, что нынешние власти не имеют концепции развития, будущего страны.
"И раньше не было, но сейчас вред от этого намного больше, чем раньше. Отсутствие этой концепции бьет по Армении. Азербайджанцы определяют границы, а центральные власти в Ереване в этом даже не участвуют. Это оставлено на самотек", - подчеркнул Бадалян.
Политтехнолог считает, что сложилась сложнейшая геополитическая ситуация: США и Франция прямо указывают на несогласие с подписанным 9 ноября заявлением, они хотят принимать активное участие в процессах на Южном Кавказе. Но власти не знают, что с этим делать.
Общество, по его мнению, должно выбирать. Остается ли оно безучастно к процессам, тем самым, косвенно поддерживая нынешние власти. Либо соглашается с кандидатурой нового премьера, с последующими выборами через год.
"Люди могут выдвинуть своего кандидата и пойти на выборы с ним. Речь идет о тех людях, которые не видят в 17 оппозиционных силах представителя своих интересов", - отметил Бадалян.
Пока оппозиция не может убедить в этом общество, или хотя бы ту его часть, о которой говорится выше. Что касается поддержки самого Никола Пашиняна, то она, по оценкам политтехнолога, менее 20%.
Сравнивая ситуацию с "бархатной революцией", Бадалян отметил, что обстоятельства в корне отличаются. Третий президент Серж Саргсян, по его мнению, не ушел, а просто "сдал власть Пашиняну по договоренности".
"Осуществил он это в рамках театрального представления под названием "бархатная революция"", - отметил эксперт.
В свою очередь политолог, эксперт Института Кавказа Грант Микаелян, указывает на то, что сейчас власть, пришедшую с улицы, пытаются сместить так же, как это сделала она в 2018.
"Такой опыт есть в разных странах, не всегда успешный. Но то, что идет попытка повторить опыт Пашиняна, потому что он был успешным – это очевидно", - сказал эксперт.
Первый президент Армении предупредил Пашиняна и Манукяна об опасности кровопролития>>
Другое дело, что сам протест отличается. Это "элитный протест", именно поэтому активно протестуют представители образования, науки, политики, духовенства. Кроме того, нынешний протест обращен не столько к широким массам, сколько к образованной части населения, которое само принимает решения и анализирует ситуацию.
Отличие нынешних протестных мероприятий от событий апреля 2018 также в том, что используется гораздо меньше политтехнологических уловок, с помощью которых организаторы пытаются мобилизовать людей, считает Микаелян.
"Нынешняя власть создала машину ненависти, пропаганды, сеющую рознь. Эта машина, конечно, препятствует мобилизации оппозиции и влияет на массовость акций и отношение к ним населения", - отметил он.
Что касается самой власти, то она уступать не собирается, именно поэтому давление будет усиливаться. Либо это приведет к еще большему напряжению, либо к ослаблению власти – а в результате, к конечной цели - постепенной передачи власти.