"Бархатный революционер" Никол Пашинян начинал свой путь к вершине власти, опираясь на народные массы, а позже, возглавив правительство Армении, так и не избавился от этой зависимости, что сыграло с ним злую шутку в дни карабахской битвы.
Пламенный трибун революции
Вождь кубинской революции Фидель Кастро был великолепным оратором, мог удерживать внимание многотысячной толпы на протяжении нескольких часов. И безбрежная людская масса каждый раз рукоплескала ему. Самую длинную свою речь Команданте произнес на съезде Компартии Кубы в 1986 году. Это выступление вошло в Книгу рекордов Гиннесса, ведь длилось оно более 7 часов.
Еще один прекрасный оратор – венесуэльский революционер Уго Чавес. Свои речи он превращал в настоящие представления. Говорил, не читая с листа, держал аудиторию в напряжении. Сельский "индеос", у которого практически не было шансов стать президентом, превратился в героя Венесуэлы, бросившего вызов Злу.
У лидера "бархатной революции" в Армении были превосходные примеры для подражания (хотя оба вождя, начинавшие как революционеры, закончили, по мнению многих, как диктаторы). Никол Пашинян усвоил все механизмы управления массами, действуя по принципу "будь проще, и народ к тебе потянется". Впервые за многие годы политик, претендовавший на высшую власть в Армении, стал говорить с простыми людьми, которые совсем отвыкли от этого. Говорил подолгу, практически обо всем. Он обращался непосредственно к людям, как равный, говоря об их нуждах и заботах, ежеминутно подчеркивая, что он один из них, что он из народа и за народ. И люди потянулись к нему.
Однако придя к власти, Пашинян так и не смог выйти из образа оппозиционера, продолжая "революционерить" и бороться с "контрой" уже находясь на посту премьер-министра страны.
Глас народа – глас Божий?
Проиграв битву за Карабах, Пашинян заявил, что готов взять на себя ответственность за это. Однако на деле он раз за разом предпринимает попытки переложить вину на всех – прежние власти, армию, народ.
5 декабря во время очередного "лайва", отвечая на обвинения прежних властей, Пашинян стал утверждать, что в апреле 2016 года тогдашнему руководству Армении удалось остановить войну, лишь благодаря устным обещаниям сдать территории. В ходе нынешней военной кампании у Пашиняна, по его словам, потребовали подтвердить свое согласие подписью под документом.
Мы даже не будем рассматривать вероятность того, что премьер, возможно, лукавит. Допустим, все это – правда. Но тогда у наивного обывателя, вроде автора этих строк, тут же возникает вопрос: а что мешало Пашиняну, который пришел к власти еще в мае 2018-го, во всеуслышание сообщить о подобных коварных обещаниях "бывших"? Что мешало ему сделать это в 2020-м: до начала или хотя бы в первые дни боевых действий в Карабахе?
Это что же выходит? Армению давно уже, мягко говоря, "приперли к стенке", фактически вынуждая сдать 7 районов, а мы узнаем это лишь после того, как теряем не только "пояс безопасности", но вдобавок еще Гадрут и Шуши?..
Парадоксальная складывается ситуация: в течение двух с половиной лет премьер говорил с народом о чем угодно, но так и не нашел времени сказать о самом главном?
В другой раз, оправдываясь за то, что не смог избежать катастрофы, Пашинян упрекнул нас в том, что еще во время боевых действий в Карабахе он заговорил о возможности "болезненных уступок", но народ воспринял это крайне негативно, и ему пришлось продолжить войну.
Политический расчет Пашиняна. Кто нужен Армении?>>
Удивительное дело! Народ, прежде всего, выбрал себе лидера в надежде на то, что у него хватит воли самостоятельно принимать те решения, которые будут исходить из интересов граждан и во благо Армении. Своим заявлением Пашинян фактически сам признал, что он не лидер, ведущий народ за собой, а ведомый, готовый идти на поводу у электората.
И, кстати, не отправив достаточного количества регулярных частей в Карабах, он, на наш взгляд, опасался все того же электората – плачущих матерей и разгневанных отцов, требующих вернуть им их сыновей. Но проиграв, он в итоге все равно увидел слезы и ярость убитых горем родителей.
Глас народа – не всегда глас Божий. И толпа, еще вчера певшая осанну, уже сегодня кричит "Распни его!". Так было, есть и будет.
Кто виноват и что делать?
"Я виноват?! Разве я командовал боем на фронте?!" - таково было восклицание армянского премьера в ответ на обвинения в поражении.
Если Никол Пашинян – Верховный Главнокомандующий ВС Армении, то да, виноват Никол Пашинян, и никто другой. Если под текстом трехстороннего заявления о полном прекращении огня и военных действий в Нагорном Карабахе стоит подпись Никола Пашиняна, то да, как это ни прискорбно, виноват Никол Пашинян, и никто другой.
А человек, задающий в прямом эфире этот странный вопрос, либо не Никол Пашинян, либо не Верховный Главнокомандующий ВС Армении.
Да, Пашинян – далеко не Наполеон, который сам вел свою армию в атаку и, видя отступающих новобранцев, врезался в их ряды и кричал: "Вы бежите, а я стою", после чего ревущая старая гвардия неслась вслед за своим генералом в самую гущу войск противника. Великий Бонапарт завоевал практически всю Европу, но, потерпев поражение в битве при Ватерлоо, признал это и окончательно отрекся от престола.
Возможно, такие сравнения уносят нас в заоблачную высь, поэтому спустимся на грешную землю. Посмотрите хотя бы на футбольных тренеров, которые в каждой игре отстаивают честь команды. После разгромного проигрыша уважающий себя тренер не винит во всем футболистов, помощников, команду соперника, зрителей на трибуне, погодные условия. Уважающий себя тренер после поражения просто уходит.