Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Пока победивший на выборах президента США Джо Байден официально займет пост, администрация действующего главы государства Дональда Трампа может затеять небольшую войнушку в окрестностях Персидского залива, где на каждый квадратный метр акватории сконцентрировалось слишком много американских военных кораблей с ядерной начинкой.
Самый сложный момент - передача эстафетной палочки
В попытке объяснить нарастающее напряжение на Ближнем Востоке, в частности, вокруг Ирана, можно реально забрести в гущу откровенно конспирологических геополитических концепций. Тут вам и наступающий период передачи президентской власти в США от Трампа к Байдену. Именно тогда может возникнуть опасность, что Иран, воспользовавшись небольшим промежутком времени (словно во время передачи эстафетной палочки), рискнет активизироваться и, образно говоря, отыграть то, что потерял за время президентства Трампа.
Например, попробует восстановить полное взаимодействия с вооруженными формированиями откровенно экстремистского толка, некоторый контроль над которыми был утрачен после убийства 3 января 2020 года в аэропорту Багдада иранского генерал-лейтенанта Касема Сулеймани.
Тут вам и собственно приближающаяся годовщина этого события. Ведь угрозы и призывы к мести за убийство командующего спецподразделением "Аль-Кудс" в составе КСИР (Корпуса Стражей Исламской революции) продолжают доноситься из Тегерана. Смерть Сулеймани действительно негативно отразилась на взаимодействии иранского руководства с шиитскими вооруженными формированиями, базирующимися на территории Ирака.
И отнюдь не исключено, что Тегеран, воспользовавшись, образно говоря, временным безвластием на американском властном Олимпе, активизирует эти формирования и проведет целую серию операций с целью отомстить за смерть генерала.
Не менее актуален вопрос, касающийся Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Пора бы понять тому же иранскому руководству, насколько решительно настроена будет администрация Байдена относительно возвращения Соединенных Штатов к ядерной сделке, от которой страна отказалась стараниями того же Трампа.
То ли Вашингтон изначально поставит условия, чтобы Тегеран первым начал "отыгрывать назад" все свои очевидные (напоказ) нарушения нормативов, прописанных в документах СВПД. То ли иранское руководство согласится взять на себя обязательства вернуться в эти рамки, как только американцы без предварительных условий выскажутся о своем намерении "воскресить" ядерные договоренности в формате "5 плюс 1".
Иран грозит ураном, США - купюрами
И не исключено, что Тегеран сейчас может активизироваться на ближневосточном плацдарме именно для того, чтобы, образно говоря, иметь на руках побольше козырных карт с самого начала следующего раунда игры. Тогда, когда в январе пришедшая в Белый Дом на холме новая президентская администрация начнет разбираться во всем том, что наворотил предшественник Байдена в деле, связанным с СВПД и Ираном.
Между прочим, раунд этой игры начался, причем обе стороны уже обозначили свои исходные позиции. Президент ИРИ Хасан Роухани уже сделал "ход конем", выразив уверенность в том, что новая президентская администрация в США очень быстро вернется в рамки иранского ядерного соглашения и обязательно снимет (не смягчит, а именно снимет) санкции, "калечащие экономику Ирана".
Что касается позиции американской стороны, то ее озвучил кандидат на должность президентского советника по национальной безопасности Джейк Салливан. Кстати, выступая на форуме, организованном Советом директоров The Wall Street Journal, Салливан сделал весьма интересное заявление.
Говоря от имени избранного президента США (ну и, соответственно, его администрации), будущий американский советник по нацбезопасности сказал, что осознает, сколько миллиардов потерял Иран из-за санкций, навязанных мировому сообществу Трампом. Следует ли понимать это так, что Соединенные Штаты снимут санкции? Воде бы да, поскольку Салливан высказался еще и в духе того, что подобный подход расширит спектр вопросов, по которым Вашингтон начнет договариваться с Тегераном.
Байден вернется к выполнению "ядерной сделки" по Ирану – Роухани
Словом, игра началась, хотя новая администрация президента США пока даже не прописалась в своих кабинетах в Белом доме. Причем ставки велики, как никогда, поскольку предстоит серьезный разворот внешнеполитического вектора такой сверхдержавы, как Соединенные Штаты.
Козыри в этой игре следующие. Иран грозит миру теми самыми большими объемами обогащенного урана, которые успел накопить за период президентства Трампа, когда последовательно, раз за разом, месяц за месяцем, один за другим отказывался от пунктов и подпунктов списка условий, прописанных в СВПД.
Американцы, оставаясь верными своим традициям, потрясают в воздухе миллиардами долларовых купюр, которых за годы "трамповских" санкций лишилась ИРИ. Кто перетянет канат? Прояснится это, видимо, уже в начале следующего года.
Слишком много ядерных кораблей со свитой
Однако какая же это геополитическая "игра по крупному", если в ней нет целого ряда конкретных подводных камней. О них, кстати, знают все, но опасность от этого вовсе не уменьшается – ведь в противостоянии Ирана с Соединенными Штатами есть и третья сила. Весьма конкретная сила, не скрывающая своих амбиций и достаточно жесткой позиции.
Речь об Израиле, для которой восстановление баланса, нарушенного Трампом в иранском ядерном Совместном всеобъемлющем плане действий, действительно смерти подобно. Израильское лобби, давно уже прописанное как в стенах Белого дома, так и в коридорах американских Конгресса и Сената, отнюдь не намерено легко сдаваться. Так что широкой и ровной дороги во взаимоотношениях Тегерана и Вашингтона быть не может по определению.
Появившаяся в Суэцком канале израильская подлодка – реальное подтверждение того, что Тель-Авив отнюдь не намерен просто следить за развитием событий. Тем более, что подлодка класса Dolfin (тип 12, изготовлена Германией специально для Израиля) несет на своем борту крылатые ракеты с дальностью в 1500 километров. И что самое главное, эти крылатые ракеты морского базирования в состоянии нести ядерные заряды мощностью до 200 килотонн.
И этот подводный корабль уже прошел Суэц, целенаправленно направляется через Ормузский пролив, по всей видимости, на соединение с мощной группировкой американских военных кораблей, уже сконцентрировавшихся в водах Персидского залива, неподалеку от берегов Исламской Республики Иран.
В составе американского соединения такой монстр, как ядерная субмарина USS Georgia, на борту которой в штатном режиме размещаются 154 крылатые ракеты BGM-109 "Томагавк". Сопровождают подводную лодку два ракетных крейсера – "Порт Рояль" и "Филиппин Си". В том же Персидском заливе давно уже размещены три американских ядерных авианосца со всем своим эскортом.
Итоги выборов в США не повлияют на политику Ирана – Хаменеи
Так что небольшая опасность, что Вашингтон с Тель-Авивом могут заиграться и затеять небольшую "войнушку" с применением ракет с ядерными боеголовками, тем не менее, имеется. Хотя больше вероятность того, что так американцы со своими союзниками пытаются просто оказать давление на Тегеран. Ну, чтобы были сговорчивее во время наступающих к началу 2021 года переговоров по СВПД.