Нана Мартиросян, Sputnik Армения
Полковнику вооруженных сил Армении Станиславу Еремину 26 декабря исполнилось пятьдесят лет. Отпраздновать юбилей он планировал в шумной компании в ресторане. Но война в Карабахе смешала все карты.
Попал к диверсантам: как военврач Саша Рустамян спас товарищей даже своей гибелью>>
Он получил ранение в результате удара беспилотника и юбилей будет праздновать в палате одного из ереванских медцентров. К нему приходят друзья и сослуживцы, а те, кому по каким-то причинам не удается поздравить лично, делают это по телефону. Пожеланий всего два — мира и здоровья.
Съемочная группа Sputnik Армения посетила Еремина в преддверии его дня рождения. В палате на шестом этаже находилась супруга Сюзанна, которую он ласково называет Сюз, и друг. Обращаясь к полковнику, он называет его "дядь".
Несмотря на тяжелые ранения, две операции и длительное лечение, он улыбчив и любезен. Хотя нет-нет, да и "включает" полковника, отдавая распоряжения в приказном тоне. В ответ все просто улыбаются.
Русский с самой "армянской" чертой характера
Полковник Еремин родился и вырос в Ереване. Его мама была военной, а папа — дирижером военного оркестра. Как многие советские люди, Еремин отправился из Еревана в Москву, где получил образование в профессионально-техническом училище.
— Вы ощущаете себя славянином?
— Я нет, но все кругом замечают.
— Какая ваша самая армянская черта?
— Не могу объяснить точно, но… человечность.
Полковник вспоминает, как своим друзьям в России объяснял разницу между русским и армянином.
"Вот если в России кто-то выйдет на улицу и начнет стрелять, то люди разбегутся, а в Армении все по-другому", —говорит Еремин.
Рассказывает об одном эпизоде из 90-х о соседе-военном, который после проигранной партии в нарды решил пострелять из автомата. Мужчины набросились на него, отняли оружие, понадавали подзатыльников, после чего он извинялся и просил вернуть оружие. Вернули.
"Вот это и есть армянская черта. Я рад, что она у меня есть", — сказал полковник.
Еремин должен был стать моряком. Сразу после окончания ПТУ был призван в советскую армию. Службу должен был проходить на флоте в Санкт- Петербурге, но волею судьбы поступил в Краснознаменный учебный отряд подводного плавания имени С.М. Кирова, где проучился на мичмана. На флоте прослужил всего полгода.
"Опытные мичманы уходили в отпуск летом, а неопытные — весной. Вот и меня весной 1992 года отправили в отпуск. Я приехал в Ереван, а тут меня убедили вступить в ряды армянской армии. Я так и не демобилизовался, служу до сих пор", — рассказал он.
Новая война и ранение
Полковник прошел через первую карабахскую. На фронт отправился восьмого мая 1992 года. Он хорошо помнит этот день, и все подробно рассказывает.
О второй войне говорит более сдержанно.
На фронт он отправился 10 октября. Семье ничего не сказал, а они думали, что папа работает в Ереване, просто очень занят и домой приходить не может. В дни войны он возглавлял оперативный отдел на южном направлении: на этом участке тяжелые бои велись все время. Еремину в какой-то момент пришлось оставить отдел и вместе с двумя боевыми товарищами Степаном Геворгяном и Артаком Асатряном, и еще двумя солдатами противостоять наступлению противника.
"У одного из солдат был противотанковый комплекс "Корнет". Два танка шли на нас, но один пропал в ущелье. Мы объяснили солдату, когда надо бить по танку, но ракеты не доходили до цели из-за динамичной защиты. Мы отчаялись, и стали стрелять автоматами, нам удалось "ослепить" его, и он уехал обратно", — рассказал полковник.
И хотя вражеский танк боевым товарищам отбросить удалось, подкравшийся беспилотник они не заметили. Именно тогда Еремин и один из сослуживцев и получили ранения. К счастью, все остались живы.
"Я заметил сильный свет, почувствовал удар и подумал, что умер. Меня швырнуло в сторону, я потерял сознание и очнулся в госпитале. Говорят, что я собой защитил солдата, но сам я этого не помню", — продолжает наш собеседник.
Полковник признается, что хотел бы повидать тех солдат, но праздновать свое спасение не хочет - ведь страна погружена в траур, а у него еще много дел в армии. Ему еще предстоит делиться военным опытом, сделать выводы и помочь реформировать армию. Он уверен, что в войне победила не азербайджанская армия, а турецкий спецназ и наемники-террористы, армянская сторона же допустила много ошибок, которые необходимо проанализировать и исправить.
Когда услышал о себе - "умер", из последних сил вымолвил - "жив": еще одна история героя>>
— На службу вернетесь?
— Обязательно. Если остался жив, то я нужен для чего-то. У меня много дел и все с нетерпением ждут меня.
P.S․ Sputnik Армения также преподнес Еремину сюрприз в его день рождения. Исполнитель Армен Саркисян, известный армянской публике по прозвищу "Цой", исполнил несколько песен и сыграл для полковника на гитаре прямо в палате. Сам он тоже решил не отставать и набрал несколько аккордов. Как раз в это время полковник получил телефонный звонок от главы Генштаба Оника Гаспаряна.