Термин «советский архитектурный модернизм» совсем свежий: его ввели лишь в начале 2010-х годов. До сих пор нет точных критериев этого стиля, кроме сравнительно четко определенного периода. Но современные архитекторы все же выделяют ряд черт: функциональность массивных форм и конструкций, урбанистический облик зданий, использование облицовочных материалов (мрамор, песчаник, ракушечник или более дешевые аналоги), мозаичные панно, а еще массовое остекление поверхностей зданий, отчасти напоминающее о конструктивизме.
Армении чудом удалось сохранить довольно серьезное наследие в виде модернистских зданий. Кроме Дома молодежи в Ереване, который был снесен в 2006 году, сохранились почти все советские красавцы.
Офис компании «Арментел»
Это девятиэтажный параллелепипед, поставленный на двухэтажный стилобат со внутренним двориком. Сетка солнцезащитных экранов — частый элемент южной советской архитектуры, в основном среднеазиатской, но в Армении тоже встречается. Выглядит очень живописно.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Летний зал кинотеатра «Москва»
Заброшенный сегодня летний зал кинотеатра «Москва» открыли в 1967 году. Он по сей день считается шедевром армянского модернизма. Здание спряталось за основной частью здания кинотеатра «Москва», во дворе. Причем зрительная чаша почти не просматривается со стороны улицы. Эффект от композиции можно почувствовать только с высоты.
Сейчас на месте снесенной террасы располагается ресторан, со стороны двора — автосервис. Именно летний кинотеатр олицетворяет пока самый ощутимый успех общества по сохранению архитектурного наследия Еревана. В 2010-х годах Армянская апостольская церковь была решительно настроена воссоздать на этом месте разрушенный в 1931 году храм. А до этого, в начале 2000-х, на территории примыкающего к кинотеатру здания хотели построить многофункциональный бизнес-центр. Этот проект был отклонен городскими властями. А еще раньше, в начале 1990-х годов, сам автор, Спартак Кнтехцян, разработал проект для гостиницы, которая должна была парить над кинотеатром, оставив нетронутым уникальное сооружение.
Пока здание находится в полузаброшенном состоянии, вяло функционирует, и, как показывает практика сохранения архитектурного наследия в Ереване, ему еще не раз будет необходимо отстаивать свое право на существование.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Цицернакаберд
Мемориал жертвам геноцида армян в Османской империи был построен после митинга 1965 года, тогда люди вышли с требованием увековечить память. Выбрали проект молодых архитекторов Артура Тарханяна и Сашура Калашяна, а в 1967 году открыли памятник. Это расположенные под углом 12 базальтовых плит, образующих круг, а рядом — 44-метровая стела. Плиты похожи одновременно и на застывшее пламя, и на склонившиеся фигуры.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Кардиологический центр
Это здание — уникальный пример больничной архитектуры модернистского периода, где весь больничный комплекс сконцентрирован в одном объеме. Изящная прямоугольная пластина центра стремится к максимальной чистоте и стерильности форм. Архитектор Джим Торосян спроектировал и территорию перед зданием, правда ландшафтный дизайн практически не сохранился.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Спортивно-концертный комплекс им. Карена Демирчяна
Построить Дворец спорта в Ереване было решено еще в 1960-е, однако финансирование удалось найти только спустя десять лет, и выбор места рядом с мемориалом вызвал протесты. Здание сложено из парусообразных форм. Судя по эскизам Артура Тарханяна, прототипом здания был орел.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Кинотеатр «Россия»
На первый взгляд ереванская «Россия» выглядит так, словно две московские «России» (она же бывший кинотеатр «Пушкинский») поставили «спиной к спине». Тема вогнутых кинотеатров вообще была популярна в 60–70-е годы прошлого века, и это здание стало в ней своего рода планкой.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Станция метро «Еритасардакан»
Станция находится в самом центре, недалеко от многих университетских корпусов, поэтому ее название «Молодежная» легко объяснимо. В центральной части станции под углом расположен цилиндрический объем, который выполняет роль светового колодца для вестибюля.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Армянский НИИ строительства и архитектуры
Здания научно-исследовательских институтов в принципе были первыми примерами применения классических форм модернизма — цельных чистых поверхностей, сборных панелей и новых стеновых кладок с линейной эстетикой. Одной из таких построек был АрмНИИСА. Здесь чистые формы во многом выражены в туфовой кладке стен. Панельная кладка на всю стену с декоративной мозаикой на тему развития строительной мысли в Армении (художник А. Хачатрян) была одной из первых в своем роде. С распадом СССР площади НИИ стали сдаваться в аренду предприятиям и офисам. А сегодня комплекс находится в полузаброшенном состоянии.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Дом шахмат им. Тиграна Петросяна
В 1963 году Тигран Петросян победил в турнире на звание чемпиона мира, чем вызвал армянский шахматный бум: город жил победой, на площадях и в парках обосновались игроки, строительство Дома шахмат напрашивалось само собой. Возведенное по проекту Жанны Мещеряковой в 1970 году треугольное здание облицовано оранжевым камнем и будто приоткрыто по углам. Кстати, Дом Петросяна стал самой яркой точкой в карьере Мещеряковой, которая специализировалась больше по типовым проектам.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Аэропорт Звартноц
В 2007 году, после постройки нового корпуса, управлением которого занимается аргентинская компания, будущее старого терминала оказалось под вопросом. Его возвели в 1981 году в форме раскрытого веера, в центре которого возвышается главная доминанта — башня с диспетчерской.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Музей современного искусства
По сути, первый Музей современного искусства в СССР состоит из пяти глухих цилиндрических форм в глубине улицы Сарьяна, в народе его так и называют — «бочки». Сегодня в здании находится Культурный центр Hay-Art и музей Эдуарда Исабекяна. А Музей современного искусства находится уже в другом здании — на первом этаже жилого дома архитектора Армена Заряна.