Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
С первых же дней второй карабахской войны на Instagram-странице создателей культового армянского мультфильма "Гтнвац ераз" ("Найденный сон"), художников и дизайнеров Ованнеса и Гагика Дилакянов начали появляться яркие, красочные и необычайно душевные картинки с участием Бабо и Дедо – символов Арцаха.
Символ Карабаха: "Мы и наши горы">>
Цифровые фотоколлажи тут же нашли отклик не только в душе армян с разных уголков мира, но и у представителей других национальностей. Креативный подход художников и душевная теплота, заключенная в работах, покорили пользователей соцсети.
Главные герои этой серии картин – известный монумент "Мы и наши горы" или, как его принято называть в народе – Татик-Папик (дед и баба, которые в карбахском варианте звучат как "дедо" и "бабо").
Статуя "мужа" и "жены" в национальных костюмах расположена в Арцахе, при въезде в Степанакерт с северной части. По замыслу автора – скульптора Саргиса Багдасаряна, у статуи нет постамента, что создает ощущение вросших в горы фигур и символизирует связь с корнями, передающуюся от поколения к поколению.
Так вот, арцахская "супружеская пара" из камня словно бы ожила в работах Ованнеса и Гагика. Богатая фантазия братьев Дилакян отразтлась на экранах гаджетов в истории жизни и борьбы Дедо и Бабо, истории о простых людях, переполненных любовью друг к другу и к своей Родине, которые всего лишь желают жить счастливо на родной земле.
Вот тут Бабо угощает недавно вернувшегося с передовой любимого собственноручно приготовленной толмой из виноградных листьев.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
А на этом коллаже счастливый Дедо, положив автомат в сторону, с улыбкой читает письмо своей ненаглядной.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Картины очень динамичны, в главных ролях - не только Дедо и Бабо, но и окружающая их природа и животные – кошки, собаки, птицы, бабочки.
Некоторые эпизоды передают скорбные события последних дней.
Здесь главный герой серии спасает от разрушений войны малолетнего ребенка.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Зачастую братья используют в своих работах снимки реальных людей – воинов или детей. А на этой картинке Татик кормит с руки национальным армянским блюдом – хашем – раненого бойца.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Армянская символика и национальный колорит картин прекрасно уживаются с элементами современности.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Все это нашло живой отклик в сердцах тысяч юзеров.
"Вы делайте мой день ярче своими иллюстрациями. Огромное вам спасибо!", "Спасибо за волшебство", "Это гениально!", "Просто восхитительно", "Как мне нравится ваше творчество. Это так греет душу. Особенно в эти трудные дни для Арцаха", "Каждый раз плачу над вашими картинками, сколько в них души", "Хочется видеть эти иллюстрации каждый день".
Такие отзывы братья получают от своих подписчиков. В дни войны под фотоколлажами армянам приходила поддержка из разных стран мира.
"В этих работах столько же нежности и добра, сколько в армянском сердце", - написала пользователь из России. А приветствие храбрым армянским воинам под одой из картинок выразили из Индии.
Примечательно, что под постами множество комментариев оставляли также азербайджанцы. Разумеется, гнусных. Видимо, сильно задевала их работа армянских художников…
"Мы сделали несколько картинок, чтобы внести хоть какой-то позитив в тяжелые дни войны, немного облегчить состояние людей. Но вскоре стало ясно, что подписчики ждут от нас больше работ. Так все и пошло", - рассказывает Гагик.
Интересно, что сама идея фотоколлажей с использованием памятников связана с короновирусной пандемией. Братья Дилакян проживают в Штатах, однако тесно связаны с Арменией. В период локдауна, когда улицы Еревана были практически пусты, им пришла в голову мысль "оживить" столичные статуи. Они использовали памятники Туманяну, Таманяну, "пышнотелую женщину" Ботеро и т.д.
"Мы хотели придумывать интересные истории, но вскоре поняли, что в Ереване очень мало памятников женщинам, лишь Мать Армения, работа Ботеро и, кажется, на этом все. Тогда мы вспомнили арцахских Дедо и Бабо. Причем Бабо оказалась на редкость "фотогеничной". Она хорошо смотрелась в любом ракурсе", - говорит Ованнес и добавляет, что с началом войны эти фигуры уже сами собой стали героями их иллюстраций.
Что же касается Дедо, то братья, по их собственному признанию, сделали его по своему подобию – бодрого и продвинутого.
"Мы тоже дедушки, но не слабые, больные и немощные, а сильные и продвинутые, - шутливо произносит Овик Дилакян, - вот и Дедо у нас получился таким же"…
Вскоре армяне из разных стран мира просили разрешения у братьев использовать их изображения на майках, кружках, календарях, чтобы продать их, а деньги отправить в Армению.
1 января в Карабахе родились пятеро детей: Минздрав поздравил армян с продолжением жизни>>
"Нам писали из Аргентины, Австралии, Голландии, России. Вы не представляете, сколько писем мы получаем. Нам предлагают делать из этой серии альбом или книгу", - говорит он.
Братья не прочь превратить все это и в анимацию, если появятся предложения.
Уже после войны, когда в армянском обществе царила некая апатия, появились мысли прекратить иллюстрации. Но тогда же Гагик решил, что именно в это время они очень нужны, люди ведь должны продолжать жить.
"Мы верим в возрождение нашей нации", - говорит Ованнес, объясняя, что эта работа для них с братом - способ как-то принять участие в процессах, происходящих в Армении.