Перед Новым годом правительство Армении опубликовало концепцию новых налоговых реформ. Проходят выходные, и эта концепция понемногу начинает до нас доходить. Впрочем, так ли уж она страшна? Попробуем понять.
Цель новой политики – пополнить бюджет в нынешних сложных условиях. Но предложенные подходы не новы: их обсуждали еще в 2015 году, когда Налоговый кодекс только-только составлялся. Правда, затем их решили отложить в сторону: слишком много труда они требовали – и от налоговой, и от бизнеса, и от нас.
Налог для богатых…
Правительство предлагает ввести НДС на те услуги, которые до сих пор были от него освобождены: на образование, здравоохранение. То есть счета за операции в больницах или за оплату учебы в вузе вырастут на 20%. "Вот только этого сейчас и не хватало!", - скажем мы, и будем, конечно, правы.
Но вопрос в том, что этот налог хотят переложить в основном на состоятельных людей. Они потребляют этих услуг больше остальных (ходят в более дорогие клиники, отправляют детей в более дорогие вузы и прочее), то есть получают льгот по НДС больше всех, хотя нуждаются в них меньше всех. Об этом Минфин говорил не только в 2015 году, но и позднее (на примере пластических операций).
Поэтому Минфин предлагает не отменить льготы по НДС, а сделать их адресными: для тех, кто в них реально нуждается. А тот НДС, который заплатят состоятельные пациенты (и родители студентов) можно будет использовать как раз для расширения госзаказа на лечение и учебу, для небогатых семей.
…И "не-налог" для небогатых
Для небогатых семей Минфин предлагает установить налоговые кредиты, широко используемые за рубежом. Смысл в том, что для небогатых людей будут предусмотрены вычеты из базы подоходного налога, в размере услуг здравоохранения, образования, покупок недвижимости (которые тоже освобождены от НДС). Но все это при условии, что все эти выплаты будут задокументированы (верить на слово налоговая не может). Но есть и еще одно условие, и это – один из важнейших пунктов предлагаемой реформы.
Признайся во всем
Как определить, кто богат, а кто не очень? Может быть, официально мы получаем зарплату в 100 тысяч, а в конверте – 300? Чтобы внести ясность, власти Армении хотят перестроить сбор налогов. Теперь их платит, и за них отчитывается, наш работодатель (для простоты - наш бухгалтер). Но сколько денег мы зарабатываем на стороне (если зарабатываем), сколько нам присылают родные из-за границы (если присылают), или за сколько мы сдаем нашу вторую квартиру (если она у нас есть)? Всего этого наш бухгалтер знать не может. Поэтому, по концепции Минфина, мы будем отчитываться о своих доходах и расходах (основных, естественно, а не о каждом коробке спичек). А чтобы мы были заинтересованы это делать, Минфин предлагает нам налоговые кредиты с жизненно важных расходов (учебы, лечения, покупки жилья). Логика такова: если ты скрываешь свои доходы, но требуешь налоговых кредитов за расходы, налоговая скажет тебе: "Ты говоришь, что получаешь 100 тысяч драмов в месяц, а лечился в больнице на миллион. Колись!".
Все, конечно, не так просто: нас много, а налоговая одна. Сможет ли она уследить за всеми нами? Захотим ли мы быть ответственными за свои налоги для государства? Ответа на эти вопросы пока нет.
Сельчане
Минфин предлагает решить и застарелый вопрос, который уже много лет мешает сельчанам продавать свой урожай бизнесу – будь то магазины, консервные заводы или экспортеры свежих фруктов и овощей. Казалось бы, фермеры освобождены от НДС, чтобы им легче было продавать свой товар. Но получается, что тем самым бизнесу труднее покупать у них товар, потому что встает вопрос - как списать НДС. Поэтому везде, где есть альтернатива, бизнес покупает не фермерский, армянский (в том числе арцахский) товар, а привозной. Отчасти это мешает производству фруктов и овощей, и еще больше - выращиванию зерновых и скотоводству (о чем мы уже писали). В течение полугода Минфин хочет предложить какой-либо механизм для документации сделок по продаже фермерской продукции бизнесу.
Снова уточним: речь идет о тех случаях, когда закупки у фермеров проводят заводы, магазины или транспортники.
Малы ли малые предприятия
Это не детская скороговорка, а серьезный вопрос, которым задается Минфин. По его мнению, предприятия, работающие по налогу с оборота, получают неоправданные льготы. Под этим налогом работает основная часть тех предприятий, у которых годовой оборот не превышает 115 миллионов драмов в год (по теперешнему курсу – около 220 тысяч долларов). Налог у них составляет от 1,5 до 5% оборота (в среднем по экономике – около 3%). У более крупных предприятий, работающих в обычном режиме (НДС + налог на прибыль), налоговая нагрузка на оборот приблизительно в два-три раза больше.
Вопрос Минфина в следующем: если продажи у предприятия в год составляют 100-200 тысяч долларов, зачем ему льготный налоговый режим? Он и так уже существует для предприятий микробизнеса (кроме торговли), с годовым оборотом до 24 миллионов драмов (около 50 тысяч долларов). Поэтому порог налога с оборота нужно снизить, а бизнес надо стимулировать к переходу под НДС и налог на прибыль, считают в правительстве. Если все (или почти все) будут работать в едином налоговом поле, уменьшится и проблема списания НДС между субъектами разных налоговых систем (подробнее изложено здесь).
Микробизнес
Вопросы возникают и к микробизнесу. Считается, что такой бизнес создают, чтобы содержать семью (и максимум, еще держать двух-трех работников), Поэтому нельзя загружать этих людей слишком сложными налогами и документацией. Они не платят налогов (кроме подоходного со своих сотрудников), а учредитель микробизнеса платит ежемесячно подоходный налог всего в 5 тысяч драмов (10 долларов), независимо от своего дохода. Идея хорошая, но возникает два риска уклонения от налогов.
Первый риск: крупная компания официально не нанимает своего сотрудника, а оформляет его микро-бизнесменом, с которым заключает договор на предоставление услуг. В итоге компания не платит с этого работника подоходный налог в 23% (с этого года – в 22%). Вместо этого фиктивный "бизнесмен" платит всего 5 тысяч драмов.
Второй риск: Покупки товаров и услуг у малого бизнеса вычитываются из базы налога на прибыль крупных компаний. В этом случае микробизнес может выписывать крупной компании фиктивные накладные за товары и услуги (крупная компания сама может оформить такой "микробизнес" на подставное лицо).
Поэтому Минфин предлагает ограничить крупным компаниям объемы списаний за закупки у микробизнеса, чтобы исключить подобные злоупотребления.
По справедливости
Налоговые льготы должны быть справедливыми и адресными, а кто может платить больше – должен платить. Если от льгот больше вреда, чем пользы (как в случае с сельчанами), то вопрос нужно исправить. Благодаря всему этому можно будет не пополнить бюджет, но и помочь местному производству (как в случае с теми же фермерами и небольшими производителями). Такие цели поставил Минфин и предлагает их на рассмотрение экспертов и широкой общественности.