Бюрократия душит технологию: что мешает делать стройматериал нового поколения в Армении

© Sputnik / Aram GareginyanСократ Григорян, коммерческий директор завода базальтового волокна ArmBas
Сократ Григорян, коммерческий директор завода базальтового волокна ArmBas - Sputnik Армения
Подписаться

В Армении наладили производство арматуры из базальта, развив советскую технологию. Качество продукции высокое: ее готовы закупать и российские строители дорог, и французские автозаводы. Но государство не помогает своей промышленности, мало того - за многие годы не утвердило для нее обычный ГОСТ.

То, что арматуру можно делать не только из железа, но и из камня, в мире знают давно. Эту технологию еще полвека назад освоили в Европе и испытали в Советском Союзе, в том числе в Армении. Но в современной Армении это производство так и не состоялось.

Мало того – государство до сих пор не приняло ни ГОСТов, ни строительных норм для базальтовых конструкций, отмечает в беседе со Sputnik Армения Сократ Григорян, коммерческий директор завода базальтовых материалов ArmBas ("Армбазальт").

"Их даже с нуля писать не нужно, похожая документация была в СССР и принята в России, просто нужно принять наш вариант. Но в Комитете градостроительства и других инстанциях то отказывают, то откладывают на потом. Хорошо, несущие конструкции зданий – дело ответственное, им нужно разобраться с сейсмикой и так далее. Пусть бы пока разрешили не несущие. Но и здесь отказ. Однажды я не выдержал и сказал им: "Зачем вы все получаете зарплату? Чтобы у нас в стране работали нормы 1982 года, а вы всем показывали на дверь?", - рассказывает Григорян.

© Sputnik / Aram GareginyanСократ Григорян, коммерческий директор завода базальтового волокна ArmBas
Бюрократия душит технологию: что мешает делать стройматериал нового поколения в Армении - Sputnik Армения
Сократ Григорян, коммерческий директор завода базальтового волокна ArmBas

В советское время такое производство хотели открыть в Армении из-за качества местного базальта. В нем мало металлических примесей, поэтому выплавленные из него нити, сети и арматура прочнее и устойчивее к перепадам температур. Причем слово "выплавленный" – не ошибка: камень расплавляют в печах при высокой температуре, а затем вытягивают из него или нити, или арматуру. Ее можно использовать при строительстве зданий, или собирать из нее сети под дорожное полотно (это далеко не полный список применений базальтовых конструкций). В отличие от металлических, они не ржавеют от влаги, не растягиваются и не сжимаются от скачков температуры (поэтому не давят на бетон, в который вмонтированы, и не создают в нем трещин). Такие же свойства есть у других неметаллов, поэтому в мире широко используют конструкции на основе стекловолокна. Оно дешевле базальта, но сильных морозов (минус 20-30) не выдерживает и рассыпается в порошок.

"Поэтому в России и других северных странах при строительстве дорог применяются базальтовые сети. Это огромный рынок, причем не единственный, где мы могли бы стабильно работать", - добавил Григорян.

Говоря "мы", он имеет в виду не только себя лично: на таком производстве нужны специалисты, о которых после распада СССР в Армении давно забыли: химики, материаловеды неметаллических соединений, инженеры-механики… Таких специалистов он и его отец, Эдик Григорян, собрали вместе, чтобы запустить производство. Чтобы показать, какая в этой работе нужна точность, приведем лишь один пример: печь для плавки базальта нужно долго разогревать до 1 460 градусов, а потом - точно поддерживать эту температуру с отклонением не больше, чем на 2 градуса. "Шаг вправо, шаг влево" – и все дело насмарку.

Поставки в Россию они готовились начать в 2014-м, но после обвала курса, в рублевом выражении армянская продукция стала проигрывать российской. А чтобы выйти на европейские рынки, нужны были расходы на сертификацию.

"Теперь мы работаем над тем, чтобы наши плавильные печи тратили меньше энергии. Тогда снизится себестоимость производства, и нам легче станет выходить на зарубежные рынки", - добавил Григорян.

Их "Пежо" и наша бюрократия

Чтобы как-то найти средства, на заводе, как могли, наладили производство в небольших объемах. Чтобы найти инвесторов, обратились в Фонд национальных интересов Армении (ANIF) – государственный инвестиционный фонд, который привлекает инвесторов из-за рубежа. При поддержке замминистра экономики Авага Аванесяна, в фонде посмотрели проект и после новогодних выходных пообещали снова его обсудить. Но как всегда, о том, чтобы государство прямо помогло своей промышленности (субсидиями или налоговыми льготами), не идет и речи. "Либеральная экономика" и "невмешательство государства" остаются нерушимой заповедью для властей Армении (как для прежних, так и для нынешних).

Китайские инвесторы заинтересованы производством базальтового волокна в Армении>>

Между тем, базальтовыми нитями из Армении интересуются и гранды французского автопрома – "Пежо" и "Рено" (об этом мы уже писали). Их интересует не арматура, а именно нить: если спрессовать ее под большим давлением, из нее можно штамповать очень легкие и твердые детали. Например, если металлический бампер весит около 10 кг, то базальтовый будет весить всего три, ничуть не уступая в прочности. Излишне напоминать, что мировой автопром пытается снизить вес своих машин, чтобы на них требовалось меньше материала, а для мотора - меньше топлива.

"Бог с ним, с "Рено", для начала пускай бы хоть армянские строители могли мою арматуру покупать. Понимаю, строитель не имеет права, пока ГОСТа нет. Так нельзя было за столько лет провести испытания и утвердить на бумаге этот ГОСТ?! Нет у государства денег, нет льгот – хорошо. Бумаги тоже нет?", - разводит руками Григорян.

Если, как начальный шаг, производство заработает на местном рынке, местная базальтовая арматура окажется на 30% дешевле привозной стальной: во-первых - из-за скачка валютных курсов в ноябре (когда драм упал к доллару), во-вторых – потому, что местный товар не требует расходов на перевозку (которые для арматуры тоже довольно существенны).

И напоследок – о политике

До революции 2018 года у медлительности чиновников были "веские" причины: бизнес арматуры в Армении был в руках у "правильных парней" (химики и инженеры в нынешних армянских условиях – это "неправильные парни"). Теперь рынки больше не "схвачены", работать на них могут все, но промышленной политики в стране как не было, так и нет.

Базальтовые скалы - Sputnik Армения
Под ногами – новейший материал: армянские инженеры хотят покорить "Пежо" базальтом

Несколько лет назад государство объявило приоритетами наукоемкую промышленность и переработку неметаллических ископаемых. Но до сих пор нет не только ГОСТов, но и понимания того, что делать с запасами базальта в стране. До сих пор его используют как обычный щебень, за тонну по 5 тысяч драмов (10 долларов). Для сравнения, одна тона базальтовой нити на международном рынке стоит около 2 500 долларов, арматуры – 4-5 тысяч, технической ткани из базальтовых нитей – до 10 тысяч. Как помочь наладить такое производство, создать квалифицированные рабочие места, власти не думали и, к сожалению, не думают. По крайней мере, никаких шагов для этого не делают.

Отец и сын Григоряны пытаются делать, что могут. С нового года их завод расширит исследовательскую работу с европейскими университетами: Пражским техническим университетом и университетом Тромсе (он же – Арктический университет Норвегии). Чехи хотят изучать с армянскими специалистами возможности применения базальтовых конструкций в строительстве, а норвежцев интересуют свойства микроволокон базальта, которые можно замешивать в бетон и укреплять его структуру (что очень актуально для низких температур в северных широтах). Партию таких микроволокон, маленьких и тонких, как человеческий волос, уже изготовили на армянском предприятии.

Лента новостей
0