В годы жизни автора пьеса "Горе от ума" была запрещена к постановке, а сам Грибоедов находился в опале императора за сочувствие декабристам. И все же пьеса была поставлена, а автор — присутствовал на премьере.
Репетиции шли втайне от автора, который по долгу дипломатической службы в это время также находился в Эривани. Готовил условия мирного договора с Персией. Грибоедов вместе с патриархом Нерсесом Аштаракеци разрабатывал программу репатриации армян. О постановке спектакля он даже не догадывался. Для него это событие стало сюрпризом жизни. Премьера состоялась в декабре 1827 года, в зеркальном зале дворца бывшего персидского наместника — сардара.
Для зрителей здесь установили свежевыструганные длинные скамьи. В своем дневнике поэт подробно описал свои ощущения. Как только зазвучали со сцены диалоги, он наклонился к уху сидевшего рядом начальника Эриваньского гарнизона Афанасия Красовского и произнес:
— Помилуйте! "Горе" строго запрещено цензурой!
Генерал в ответ тихо обронил: "Бог не выдаст".
Там, где когда-то стояла Эриваньская цитадель с сардарским дворцом, уже долгие годы возвышаются базальтовые стены коньячного завода. На фасаде есть надпись, что именно здесь, в Ереване, единственный раз в присутствии автора была представлена бессмертная комедия "Горе от ума".
Армянская крепость Давида: там, где Грибоедова везли - пастух со смартфоном>>
Как-то великий армянский поэт Аветик Исаакян, говоря о роли Грибоедова в судьбе армянского народа, сказал, что сгорают библиотеки, села, города, но память народная не сгорает. Свидетельство тому — памятник Грибоедову в Ереване, школа его имени, улица его имени, его произведения, изданные на армянском языке.
За время своей дипломатической деятельности Александру Грибоедову удалось добиться возвращения на Родину более восьми тысяч армянских семей из Персии и 14 тысяч армян из Турции, которые в свое время были силой угнаны вглубь этих стран.