ЕРЕВАН, 16 янв — Sputnik, Ашот Сафарян. Разблокировка железнодорожных коммуникаций в Сюникской области Армении дает колоссальные геополитические возможности Турции и Азербайджану для реализации пресловутой идеи "туранского коридора". Такое мнение в интервью Sputnik Армения выразил востоковед, заведующий кафедрой иранистики Ереванского госуниверситета Вардан Восканян.
До 1 марта будут представлены планы по развитию транспортной инфраструктуры в Карабахе>>
Как известно, разблокировка региональных транспортных инфраструктур планируется в соответствии с совместным заявлением глав Армении, России и Азербайджана, принятым в Москве 11 января. В числе прочего предполагается восстановление дороги на юге Азербайджана, которая далее проходит по армянскому Мегри и заходит в Нахичеванскую автономию Азербайджана. Оттуда есть автотрасса в Турцию, к тому же планируется из Шарура (Нахичевань) продолжить новый железнодорожный маршрут в турецкий Игдыр.
Восканян считает, что Турция получает сухопутный коридор в Азербайджан, проникает тем самым на Каспий, а оттуда – в Среднюю Азию, где Анкара сейчас и так активно присутствует с помощью разных инструментов "мягкой силы".
"В Турции и Азербайджане время от времени называли дорогу через армянский Мегри "туранским коридором". Разумеется, учитывая чувствительность вопроса для Армении, России и Ирана, официально употреблять этот термин Баку и Анкара избегают, но от этого суть дела не меняется. Этот план вполне умещается в идеологические основы политики Эрдогана – неоосманизм, пантюркизм, и панисламизм, точнее пансуннизм. Турция работает по всем этим направлениям, увеличивая свою роль и влияние в регионе", - сказал эксперт.
А Сюникская область Армении в данном случае становится путем для реализации турецких геополитических замыслов.
В этом контексте немаловажным фактором является и позиция Ирана, который, мягко говоря, не в восторге от этого проекта. По словам Восканяна, Иран всегда был заинтересован в том, чтобы сухопутный коридор из Азербайджана в Нахичеванскую автономию, а далее и в Турцию проходил по иранской территории. Это важный рычаг воздействия Тегерана на Баку, в том числе на внутриазербайджанские процессы.
"Но теперь, если коридор проходит по армяно-иранской приграничной линии, рычаг этот теряется. Кто-то спросит, а разве рычаг этот не переходит Армении? Однозначно и к сожалению, нет. Турция и Азербайджан будут стремиться максимально удержать Армению от какого бы то ни было влияния на их транспортные узлы", - добавил наш собеседник.
В противном случае не было бы смысла прокладывать дорогу Игдыр – Шарур, а вместо этого можно было бы воспользоваться дорогой Карс – Гюмри. Но в этом случае по Армении проходил бы куда более длинный участок дороги со всеми вытекающими отсюда возможностями Еревана. "Но когда Анкара и Баку предпочитают воспользоваться южным направлением, можно сделать однозначный вывод о том, что они целенаправленно воплощают идею "туранского коридора", - считает востоковед.
У Ирана нет инструментов контроля над коридором, и в этой ситуации для Тегерана особую важность обретает безопасность границы с Арменией. Эта граница имеет жизненно важное значение, так как теперь Иран и Армения имеют дело с единым турецко-азербайджанским пространством. Территория Армении в данном контексте становится для Ирана единственной возможностью вырваться из "оков" турецко-азербайджанского тандема.
Восканян указывает на еще одно важное обстоятельство в контексте турецко-азербайджанского сближения. Речь идет о том, что азербайджанский президент пытается нейтрализовать шиитский фактор в собственном государстве. Внутри азербайджанского общества есть шиитские круги, которые не скрывают своих симпатий к шиитскому Ирану. Они представляют определенную угрозу для Ильхама Алиева. И в этом смысле союз с суннитской Турцией будет инструментом для нейтрализации шиитской оппозиции в Азербайджане.