На протяжении многих веков армянский народ не имел своего государства и находился в вассальном положении. Лелея мечту о возрождении государства, народ, тем не менее, за это время частично утратил навыки государственного строительства, отвык от государственного мышления. Взамен, все больше укреплялся культ семьи. Возможности оборонять или опираться на государство не было, следовательно, все свои силы – физические и интеллектуальные – армяне направляли на защиту семьи.
Культ семьи VS государственные интересы
Судя по тому, что происходит сегодня в армянском обществе, с тех времен мало что изменилось, личные интересы и сегодня ставятся выше государственных. Мы по-прежнему остаемся нацией индивидуалистов. Каждый из нас по отдельности в чем-то силен, обладает неплохим потенциалом, но собраться вместе и достичь большой цели – для нас практически непосильная задача.
После поражения в Карабахе в обществе углубляются раскол, уныние и усиливаются попытки отстоять личное, ведь вера в государство существенно подорвана.
Один лишь эпизод, за которым скрывается довольно опасная тенденция. Родители солдат, служивших в Карабахе в дни боевых действий и приехавших в отпуск, проводят акции протеста в Ереване, требуя от властей не отправлять их сыновей назад, предоставить им гарантии безопасности и направить в воинские части в пределах Республики Армения.
Как родителей их понять можно, как граждан – нет. Люди забывают, что их сыновья, будучи военнослужащими действующей армянской армии, как раз сами и выступают гарантами безопасности Родины. Гаранты, требующие для себя гарантий, да еще в послевоенный период (ведь мы должны быть готовы к любому сценарию, не полагаясь лишь на российских миротворцев) – звучит несколько абсурдно.
Более того, своим отказом от службы в зоне конфликта эти граждане добровольно (!) отказываются от защиты Нагорного Карабаха. Им кажется, что на территории Республики Армения будет безопаснее? Отправьте их в Шурнух, Воротан и другие приграничные населенные пункты. А если завтра там начнутся бои, опять прикажут передислоцировать их поглубже в тыл? Если так, то есть ли вообще смысл иметь армию?
Карабахская буря: почему Армении не надо вставать в очередь вместе с Грузией>>
Для сравнения: к началу Великой Отечественной войны численность населения Армянской ССР составляла порядка 1,5 миллиона человек. За годы ВОВ на фронт было призвано более 500 тысяч армян (со всех республик СССР). Из них погибли или без вести пропали свыше 300 тысяч. Таков был вклад нашего народа в Великую Победу Советского Союза, где Армения была лишь одной из республик.
Численность населения нынешней Армении составляет, по официальным данным, 2,9 миллиона человек. Еще около 150 тысяч – население довоенного Карабаха. За время боев в 2020 году мы потеряли, по разным оценкам, до 5 тысяч человек. Это вклад современных армян в оборону Родины.
300 тысяч и 5 тысяч – как говорится, почувствуйте разницу!
Можете ли вы себе представить, чтобы в дни Великой Отечественной войны, а также после нее родители солдат протестовали возле военкоматов, требуя не отправлять их детей на тот или иной участок границы? Думается, что, даже обладая смелой фантазией, такое представить себе просто невозможно. А, может, все дело в том, что тогда не было соцсетей и всевозможных "лайвов"?
Великий Бонапарт когда-то говорил, что тот, кто не желает кормить свою армию, будет кормить чужую. От себя добавим: "Кто не хочет служить в своей армии, будет служить в чужой". Тогда уже никто спрашивать не станет, а готов ли военнослужащий-армянин воевать в том или ином уголке света за чужие интересы.
Главная ошибка Пашиняна, или Что стало причиной поражения в Карабахе>>
С другой стороны очевидно, что страхи и пораженческие настроения в обществе усугубляются из-за аморфного поведения нынешних властей, которые не в состоянии выйти из состояния шока и приступить к решению конкретных вопросов, связанных, прежде всего, с мобилизацией и комплектованием личного состава ВС.
Правящий блок на уровне вице-спикера парламента Армении Лены Назарян заявил в интервью Sputnik Армения, что мысли о будущих военных победах нужно отбросить, назвав их "регрессивными и опасными". Назарян подчеркнула, что она политический деятель, и хочет вернуть земли, перешедшие под контроль Азербайджана, с помощью политических процессов.
Только для того, чтобы успешно вести подобные "политические процессы", нужно быть дипломатом масштаба Александра Горчакова (за которым стояла Российская империя), Шарля Талейрана (за которым стояло Королевство Франция), Клеменса фон Меттерниха (за которым стояла Австро-Венгрия). За Леной Назарян (если даже она обладает всеми талантами и способностями вышеперечисленных политиков) стоит всего лишь Армения площадью 29 тысяч кв. км и численностью населения в 2,9 миллиона человек.
Задача-максимум для властей – не предотвращать "реванш", а сделать так, чтобы в случае будущей войны мы не воевали в одиночку с тандемом враждебно настроенных государств, а добились бы создания своей коалиции. Заодно нашим депутатам и чиновникам следует помнить, что политиками они могут быть только в Армении: в других государствах они будут кем угодно, но только не теми, кто принимает серьезные решения.
Первое христианское государство и "смерть" Третьей Республики
При знакомстве с иностранцами мы очень часто кичимся тем, что Армения – первое христианское государство. Быть христианским государством – это не только предмет гордости, но и тяжелый крест, учитывая то окружение, в котором мы находимся. И надо понимать, что нам всегда будет нелегко.
В XX веке мы дважды получили шанс построить самостоятельную государственность – Первая Республика просуществовала всего пару лет (1918-1920 гг.). Третья Республика была создана в 1991 году: спустя ровно 30 лет зазвучали мнения о том, что она мертва.
Возникает вопрос и к обществу, и к элитам: неужели за 30 лет мы так надорвались, что готовы отказаться от своей государственности?
Президент Армении недавно заявил о необходимости перезагрузки системы и построении "Четвертой Республики". Вспомнилась русская пословица: "Хоть горшком назови, только в печь не ставь". Назовите хоть "четвертой республикой", хоть "тридевятым царством", только постройте, наконец, жизнеспособное государство. Или наши политики руководствуются девизом "железнорожденных" – "То, что мертво, умереть не может"?
Для успеха "начинания" необходимо, чтобы национальная элита и народ, строя "Четвертую Республику", руководствовались государственным мышлением и именно в этой стране видели будущее своих потомков.
В свое время государственный гимн немцев, на которых мы нередко поглядываем с завистью и восхищением, начинался со слов "Германия превыше всего". А что будет превыше всего для армян?