Специальный склад Шуши был расположен на вершине холма. Ежедневно сюда поступали партии гуманитарной помощи от армян из разных стран мира. Присылали разное - от продовольствия и одежды до различных предметов гуманитарного назначения. Большая часть грузов прибывала из российского города Сызрань, но немало было партий и из других стран и городов, а разные компании из Армении посылали все, что только было возможно.
Пока одна группа разгружала товары, другие - друг за другом загружали в маленькие грузовики все необходимое для отправки на передовую. Это был своеобразный круговорот, который в те дни не останавливался благодаря армянской Диаспоре, бизнесменам и рядовым гражданам Армении.
Нас прозвали "Дельтой" - за мобильность и скоординированность действий команды. Никто из 11 членов нашего отряда ни на секунду не задумывался о разрывающихся рядом снарядах, незамолкающей сирене воздушной тревоги, ночном холоде и чрезвычайно опасных задачах. Понимали, что наши соотечественники, воюющие на передовой, всего в нескольких километрах от нас, находятся в худшем положении. Нашим долгом было обеспечение надежного тыла.
В тот день мы выполнили поставленную перед нами задачу в Шуши, однако машины, которая доставила бы наш отряд в следующий пункт назначения, не было. Времени же было предостаточно, и мы решили прогуляться. Вместе с тремя членами отряда - Хореном, Давидом и Айкарамом - мы направились в Шуши.
"Незавершенная победа", или Почему решение карабахского конфликта еще впереди
Вражеская артиллерия работала именно в этом направлении. Но мы все-таки решили прогуляться до Собора Сурб Казанчецоц и насладиться красотой города.
Вдруг раздался громкий взрыв. Стало ясно, что очередной снаряд разорвался недалеко от нас. Шуши ведь постоянно подвергался артобстрелу. Мы сели в первую попавшуюся машину и двинулись в Степанакерт. На одном из поворотов на выезде из города мы заметили вдали вражеский самолет. Он летел в нашу сторону, но явно целью были не мы: вряд ли противник потратил бы столько ресурсов на одну машину. Мишенью был склад Шуши.
Водитель из Карабаха разогнался не на шутку. Машина, спускающаяся по серпантину, могла в любой момент упасть в ущелье, но выбора не было. Мы стали свидетелями настоящего воздушного боя.
Самолет противника бомбил Шуши, а снизу из разных видов вооружений по нему били наши. Снаряды падали буквально в десятках метров от нас, и каждый раз от взрыва машину сотрясало так сильно, что она покачиваясь кренилась набок. Спасало то, что дорога шла не по ровной местности, и осколки разрывающихся снарядов не долетали до нас.
Вдруг заметил, что водитель на ходу достал свой телефон и стал снимать происходящее. Одной рукой держа баранку, а другой - мобильник, он еще успевал ругать врага на чем свет стоит. Мы мчались на большой скорости под ударами и смеялись, не осознавая, наверное, что каждая секунда может стать для нас последней…
Карабахский итог для Армении: драматичность принятия новых реалий
На одном из поворотов прямо на дорогу упал вражеский снаряд. Если бы мы проехали там за 10 секунд до этого, удар пришелся бы по нашей машине. Но там оказался другой автомобиль, развозивший хлеб для армии. Часть груза уже была доставлена в Шуши, и машина мчалась дальше, в Чартар.
Мы продолжали путь в Степанакерт под дождем из снарядов. Вдруг Хорен из нашего отряда воскликнул: "Ребята сбили!"
Действительно, самолет противника, успевший за это время сделать 2-3 круга над Шуши, упал близ села Шош.
Это был наш последний визит в Шуши.