ЕРЕВАН, 4 фев – Sputnik, Ашот Сафарян. Назначение экс-командующего Армией обороны Джалала Арутюняна на новую должность дает повод для разного рода суждений и гипотез. Генерал возвращается в строй после тяжелого ранения, которое он получил во время войны в Карабахе. А результаты его работы на посту командующего в период войны оцениваются весьма неоднозначно.
Источник Sputnik Армения, знакомый с ситуацией, отмечает, что назначение Арутюняна начальником службы военного контроля – это почти отправка на пенсию, учитывая, что до него обычно туда назначались генералы, прошедшие службу в действующих войсках.
"На большее вряд ли мог претендовать Арутюнян, учитывая многочисленные вопросы к нему, связаные с упущениями в период войны", - говорит наш собеседник.
До Арутюняна службу возглавлял также бывший командующий Армией обороны, экс-начальник армянского Генштаба Мовсес Акопян. Но при нем должность называлась иначе – главный военный инспектор, и подчинялся он непосредственно премьер-министру. Теперь статус этот немного понизили – Арутюнян будет подчиняться министру обороны.
Экс-командующего Армией обороны Карабаха Джалала Арутюняна выписали из больницы>>
Военный обозреватель Давид Арутюнов в свою очередь отметил, что есть некоторые объективные факторы в принятии данного решения. Речь в первую очередь идет о кадровой проблеме.
"Понятно что представители высшего офицерского состава с солидным боевым опытом теперь крайне востребованы. И военно-политическое руководство не хочет терять такой ценный кадр. В то же время учитывая конечные результаты деятельности Арутюняна на посту командующего, я имею в виду поражение в войне, с одной стороны решено назначать его не на командную должность, с другой – не обидеть его, учитывая хотя бы факт тяжелого ранения во время войны", - сказал Арутюнов в интервью Sputnik Армения.
У бывшего командующего солидный опыт ведения войны, причем войны современной. И функции по контролю за деятельностью вооруженных сил требуют именно практического опыта. Знания и опыт Арутюняна пригодятся при будущей модернизации, переоснащении армии, предполагает наш собеседник.
Что касается ранения, то как известно, этот инцидент впоследствии оброс разными слухами, вплоть до версий о покушении. В военной прокуратуре даже возбуждено уголовное дело по факту предполагаемого покушения. Более того, на прошлой неделе Арутюнян был допрошен, в ходе которого, как отметили позже в Следственном комитете, он опроверг приписывемые ему заявления, будто его координаты были переданы противнику с армянской стороны.
По мнению военного обозревателя, объективных фактов в пользу покушения на генерала нет. К тому же известно, что азербайджанская сторона особенно в последний период войны затеяла настоящую охоту на высший командный состав Армии обороны. Арутюнян был ранен, а спустя несколько дней погибли двое его заместителей.
"Азербайджанская сторона обладала серьезным технологическим преимуществом, в том числе в плане систем связи. Это преимущество позволяло им в определенной степени следить за передвижениями командиров карабахской армии", - говорит Арутюнов.
Никол Пашинян посетил Джалала Арутюняна с особым предложением>>
Стоит отметить, что случаи перевода командующих карабахской армии в Минобороны или Генштаб Армении имели место и в прошлом. Но в основном эти люди назначались на более ответственные должности – заместители министра, начальника Генштаба и т.д. В этом смысле должность главы службы военного контроля можно даже считать условной "почетной ссылкой".
Эксперт предполагает, что нынешнее назначение может быть связано как с неудачами карабахской армии в период командования Арутюняна, так и с его здоровьем. Никто не знает, в каком состоянии теперь генерал после ранения.
"Нельзя возлагать ответственность за неудачи исключительно на Арутюняна. Эта вину нужно "распределять" между многочисленными представителями военно-политического руководства Армении и Карабаха", - считает он.
Эксперт не склонен списывать со счетов и внутриполитический фактор. На фоне процессов в стране властям крайне важно иметь лояльных генералов, и возможно эта логика имеет место в случае с назначением экс-командующего.