ЕРЕВАН, 5 фев – Sputnik. Для удвоения товарооборота с Ираном в течение шести месяцев не видно никаких предпосылок, сказал Sputnik Армения экс-министр финансов, международный эксперт в области управления финансами Вардан Арамян, комментируя заявления главы армянского Минэкономики.
Ранее министр экономики Армении Ваан Керобян по итогам визита в Иран заявил, что власти двух стран договорились об увеличении товарооборота с текущих 400 миллионов долларов минимум до 1 миллиарда долларов в следующие 6 месяцев.
"В жизни нет ничего невозможного, но всегда нужно учитывать существующие предпосылки. Когда министр экономики заявляет о том, что товарооборот будет увеличен более чем в 2 раза, то необходимо спросить у него – за счет каких факторов. Я таких факторов, честно говоря, сейчас не вижу", - сказал Арамян.
По его словам, увеличение товарооборота предполагает увеличение импорта и экспорта. Например, чтобы резко увеличился импорт товаров из Ирана, в Армении должен резко увеличиться спрос на них. Но ситуация в экономике страны сейчас не такая, чтобы "проглотить" сильно возросший объем товаров.
"Для этого должна появиться потребность в них. Но после примерно 8% спада в экономике ожидать резкого повышения спроса довольно трудно", - отметил Арамян.
Эксперт предлагает рассмотреть еще один фактор – возможность влияния эффекта замещения, предполагающий замену товаров из другой страны на иранские. На вопрос, могут ли иранские товары заменить турецкие, бывший министр затруднился ответить. Нужно подробнее рассмотреть импорт из двух стран.
Но и здесь существует такое понятие как "эластичность замещения". Нельзя сразу заменить продукцию из одной страны производством другой.
"Например, потребитель турецких стройматериалов сразу не перейдет на иранские. Здесь есть вопросы цены, качества и т.д.", - отметил Арамян.
Если же говорить об увеличении товарооборота за счет увеличения экспорта армянских товаров, то нужно смотреть на потенциал Армении. Экспорт чего можно увеличить, если не в 2 раза, то хоть на 50%?
"Честно говоря, я довольно скептичен. Вижу довольно серьезные риски. Это труднореализуемая цель. Но в случае реализации этих планов страна только выиграет", - отметил Арамян.
Комментируя возможность открытия железной дороги из Еревана в Тегеран через Нахичеван и ее влияние на товарооборот, экс-министр отметил: жизнь показывает, что экономическая конъюнктура так быстро не меняется. Тем более, когда есть риски.
Не бывает так, чтобы потребители резко бросились покупать, создавая спрос на импорт. А производители резко инвестировали в расширение производства, говорит Арамян.
"В основе должны лежать определенные факторы. В экономической литературе для подобного поведения обычно указывается 4 обязательных столпа: налогово-бюджетная стабильность, финансовая, политическая и стабильность, связанная с безопасностью", - добавил эксперт.
Он отметил, что лучше всего обстоит ситуация с финансовой стабильностью. Но если в других плоскостях не будет улучшения, то это негативно повлияет и на финансовый рынок.
И потребители, и производители смотрят на ситуацию в этих сферах рационально и видят риски. Поэтому выглядит довольно сомнительно, что домашние хозяйства резко бросятся за покупками в условиях неопределенного будущего. Наоборот, люди выбирают сберегательное поведение – предпочитают экономить.
То же самое касается хозсубъектов. Связанные с будущим риски сдерживают их от новых расходов и инвестиций.
Таким образом, можно приветствовать позитивные сигналы, вселяемый властями оптимизм. Но они должны быть экономически обоснованны. В обратном случае, это можно рассматривать только лишь как добрые намерения.
"Более того, это может негативно повлиять на самих авторов заявлений. Потому что если через 3 или 6 месяцев заявленное не произойдет, то автор этого высказывания или выработанной политики сразу понесет серьезную потерю кредитоспособности. А это предполагает провал политики в этой сфере", - отметил Арамян.
Если слова ответственных лиц остаются лишь на уровне заявлений, хозяйствующие субъекты, в следующий раз, даже в случае их реалистичности уже не будут реагировать адекватно.
11 января на встрече лидеров Армении, России и Азербайджана – Никола Пашиняна, Владимира Путина и Ильхама Алиева, была достигнута договоренность о создании трехстороннего переговорного формата. 12 января стало известно, что трехстороннюю рабочую группу по вопросам Карабаха с армянской стороны возглавит вице-премьер Мгер Григорян. Основная задача переговорщиков — выяснить, что нужно построить или восстановить для полного разблокирования транспортного сообщения в регионе.
30 января участники трехсторонней рабочей группы провели первую встречу и договорились создать следующие экспертные подгруппы: по железнодорожным, автомобильным и комбинированным перевозкам; по вопросам обеспечения перевозок, включая безопасность, пограничный, таможенный, санитарный, ветеринарный, фитосанитарный и другие виды контроля.