ЕРЕВАН, 13 фев — Sputnik, Ашот Сафарян. В Евразийском экономическом союзе, похоже, ожидается пополнение. В интеграционное объединение может вступить Иран. Сказать, что появление столь весомого игрока в ЕАЭС всерьез повысит роль организации и ее экономический, да и геополитический вес – значит, ничего не сказать. О решении Тегерана заявил на днях спикер парламента Мохаммад Багер Галибаф – один из самых влиятельных политиков Ирана, представитель консервативного крыла.
Политик 10 февраля по прибытии из Москвы в Тегеран заявил, что Иран начал переговоры о вступлении в ЕАЭС, и предварительная работа в этом направлении начнется уже через две недели. Между ИРИ и ЕАЭС в октябре 2019 года в Ереване был подписан договор о зоне свободной торговли. Но теперь, как видим, Иран рассчитывает пойти еще дальше в направлении интеграции с Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном. И если ЕАЭС всегда рассматривался как проект интеграции стран бывшего СССР, то с участием Ирана этот Союз выходит за привычные "постсоветские" рамки.
Как отметил завкафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардан Восканян, в членстве в ЕАЭС особенно заинтересованы консервативные круги иранского истеблишмента. Они считают, что экономические отношения с этой организацией и, в частности, с Россией нужно углубить, воспользовавшись в том числе и разблокировкой коммуникаций на Южном Кавказе.
"Иран рассматривает предстоящее открытие дорог как возможность установления прямой сухопутной связи с Россией по территории Нахичеванской автономии Азербайджана, а также по территории Армении и Грузии. И российская сторона, похоже, сама заинтересована в продвижении этой идеи", – отметил эксперт в интервью Sputnik Армения.
По его словам, ожидания Ирана от членства в ЕАЭС касаются двух компонентов: торгово-экономических связей и военно-политического сотрудничества. С точки зрения иранской стороны, военно-политическая составляющая сможет обеспечить определенный сегмент безопасности Исламской республики. Конечно, внутри Ирана есть круги, которые против вступления в ЕАЭС, тем не менее, среди консервативного крыла царят больше позитивные настроения в этом плане.
Возможное вступление в ЕАЭС позволит также Ирану в некоторой степени нейтрализовать издержки от американских санкций, выработать противовес санкционной политике Вашингтона, заставить американскую администрацию быть более гибкой, в частности, на переговорах по ядерной программе.
Армении участие Ирана в ЕАЭС выгодно с точки зрения экономических преференций и транзитных возможностей. Южный сосед Армении окажется с ней в одном экономическом союзе, и значение этого события сложно переоценить.
В свою очередь российский политолог Андрей Арешев полагает, что подобные шаги Ирана выглядят вполне логичными с учетом постоянного давления США и череды проблем в экономике, в частности, в энергетической сфере.
"Совершенно очевидно, что смена хозяина в Белом доме никакого положительного влияния на эти проблемы не окажет. Экономическое давление продолжится. И в этой ситуации Иран приложит усилия по налаживанию взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с Китаем, Индией, а также с ЕАЭС, с которым он, по сути, имеет общую границу. Шаг этот вполне логичен, и дальше все будет зависеть от скорости формальных процедур, предусмотренных уставными документами ЕАЭС", - сказал Арешев в интервью Sputnik Армения.
Переговоры о новом торговом договоре ЕАЭС и Ирана стартуют в феврале: что это даст Армении>>
Разумеется, в процессе вступления возникнут разного рода вопросы, как собственно, было в случае с подписанием договора о ЗСТ. Процесс подписания договора был нелегкий, однако сторонам удалось прийти к консенсусу. Политолог уверен, что в процессе переговоров удастся сгладить все острые углы, и перспективы более заманчивы, чем неизбежные сложности.