После войны под контроль Азербайджана отошли не только дома и сельскохозяйственные угодья, но и лес, в буквальном смысле кормивший некоторых жителей села Шурнух.
Армен Арутюнян вместе с двумя сыновьями, невесткой и двумя внуками жил в "очень большом доме" в той части села, которая перестала быть нашей.
Дом
Сейчас семейство Арутюнянов временно обитает в небольшом домике на "этой" стороне села, ожидая строительства нового района.
"В новом доме места хватит всем. По крайней мере, такое впечатление создается по фотографиям (проекту дома - ред.). Слава богу, будет лучше, чем эта времянка. Жить будем", — поделился Арутюнян с корреспондентом Sputnik Армения.
Власти обещали, что новый район в селе будет достроен в течение полугода или, максимум, до конца этого года.
Работа
Но жилье — далеко не единственная проблема, ведь Арутюнян потерял не только дом, но и единственный источник дохода: на восточной стороне остался лес, который и кормил всю его большую семью.
"Лес – это мое все. Сейчас работы нет, скотину продал. Я и все мои соседи продали коров за копейки. Сегодня, как рыба без воды, тихо сидим в этой маленькой хижине, ждем, чтобы солнце взошло, чтобы свет появился в конце тоннеля. Но здесь даже настоящего солнца не видим", — посетовал Арутюнян.
Сейчас ему уже 60 лет, время выходить на пенсию. Другой работы нет.
"Каждый день подолгу всматриваюсь в лес. Все думаю, когда же смогу пойти туда, заготовки сделать. Мы все отдали туркам (азербайджанцам, ред.). Лес лелеяли, но и его им отдали!" — восклицает мужчина.
Проблема занятости после относительной стабилизации в регионе все сильнее беспокоит жителей села.
Безопасность
Обстановка в деревне, по его словам, сейчас спокойная, но если вдруг кому-то придет в голову побеспокоить сельчан, то и "им не поздоровится", заверяет наш собеседник. Азербайджанские солдаты "почувствуют последствия", если вдруг попытаются продвинуться вперед, говорит он.
Нужны гарантии безопасности: омбудсмен Армении прокомментировал инцидент в Хндзореске>>
"После этого смерть для нас ничего значить не будет. Мы, считай, уже умерли. Просто заботимся о наших детях, семьях", — признается он.
Тем не менее, жизнь в селе продолжается - и будет продолжаться. Дети также будут кататься на горках, играть на улице. Дети не понимают, что происходит. Главное, чтобы "мячик не скатился на ту сторону", и ребенок не побежал за ним. Хотя родители за этим строго следят.
Самое главное сейчас, по словам Арутюняна, — сделать так, чтобы дети, да и взрослые, просто не видели, не сталкивались с азербайджанскими военными.
"Чтобы эту форму не видели. Чтобы, например, была нейтральная зона. Чтобы они отошли – нам уже отходить некуда. Еще немного - и мы уже окажемся в Ерасхе. А это будет значить, что у нас просто нет страны", — сказал Арутюнян.
Сам он воевал еще в первую карабахскую. Решил остаться в селе, где чувствовал себя "наполненным жизнью, свободой и богатством". Теперь эту свободу у него отбирают, говорит мужчина.
Сожалеет, что война затронула не только его поколение. Следующему придется делать то, что не смогли они – или "сделали, но не удержали".
Пленные
Но все это потом, сейчас же самое главное, — как можно быстрее вернуть пленных.
"Сейчас важнее не столько найти тела погибших, они уже не дышат — им вечная слава, преклоняюсь, — сколько вернуть домой пленных. Не важно, в каком состоянии — избитыми, больными, измученными. Главное — вернуть", — говорит Арутюнян.
Как не превратить сельские общины Армении в необитаемые островки? Анализ демограф>>
Он и сейчас готов биться до последнего патрона, который... оставит для себя. Только бы вернули пленных.
Беседу с сельским старостой читайте в предыдущем материале Sputnik Армения.
В результате войны под контроль Азербайджана отошли некоторые районы Нагорного Карабаха. Вслед за этим начался процесс уточнения границ Армении с Азербайджаном, что вызвало крайнее недовольство жителей приграничных населенных пунктов в Сюнике. Там начались акции протеста, граждане перекрывали дороги, требуя решить проблему границ и незаконной демаркации, лишающей их прав, домов и безопасности.
Особенно обострилась ситуация из-за участка дороги Капан-Горис, а также нескольких сел, в том числе, Чакатен, Давид Бек, Воротан и Шурнух, Неркин Хндзореск.