ЕРЕВАН, 17 фев - Sputnik. Министерство экономики Армении разработало пакет законопроектов по снижению налогов в сфере автомобильного бизнеса, где учтены интересы и продавцов, и покупателей.
Для этого предлагается внедрить на армянском рынке автомобилей систему Trade-in, которая уже давно широко применяется в разных странах мира. Эта система предусматривает передачу подержанного автомобиля официальному производителю данной автомобильной марки и покупку новой машины, с оплатой лишь разницы в цене. Подержанный автомобиль ремонтируется и перепродается, продавец получает прибыль на выгодных для себя условиях.
Следует отметить, что в армянских автосалонах подобная система продаж уже практикуется, но желающих воспользоваться такой возможностью не так много. Так, новые автомобили годами остаются в салонах, а улицы заполонены старыми и неисправными машинами.
Авторы законодательной инициативы проанализировали ситуацию и выяснили, что причина сложившейся ситуации - в действующем налоговом законодательстве.
Дело в том, что по действующему закону, замена старой машины на новую невыгодна только салону, который платит три налога: подоходный налог за покупателя в размере 10% от стоимости сделки, 20% от стоимости покупки, а при перепродаже – 20% от разницы цены продажи.
Новая законодательная инициатива министерства экономики предполагает снижение налогов при сделках по системе Trade-in. В частности, предлагается взимать НДС с автопроизводителя не в размере всей цены продажи автомобиля, а только в размере 20% от разницы между стоимостью новой и старой машины. Что касается выплаты 10% подоходного налога при покупке автомобиля, то ее предлагается вообще отменить.
Армянский бизнес нацелился на китайский рынок: о тонкостях экспорта в Поднебесную>>
Таким образом, министерство экономики надеется оживить авторынок, создав благоприятные условия и для продавцов, и для покупателей.
Кроме того, специализированные организации, занятые в автомобильном бизнесе смогут активизировать долю своего участия на рынке, так как большинство автомобилей вторичного рынка, мягко говоря, уже не пригодны в эксплуатации.
Эти законодательные изменения, по замыслу авторов, будут способствовать восстановлению позиций автобизнеса Армении и на рынке ЕАЭС.
С 1 января 2020 года действующие в Армении официальные представители мировых автопроизводителей оказались в неконкурентных условиях по сравнению со своими партнерами по ЕАЭС, поскольку в России, Беларуси и Казахстане система Trade-in действует уже несколько лет, в этих странах сфера облагается несравнимо более низкими налогами.
Напомним, что в 2015-2019 годах импорт и продажа автомобилей в Армении достигли довольно больших размеров благодаря предоставленным в рамках ЕАЭС льготным условиям.
По официальным данным, только в 2019 году в Армению было ввезено 159 000 автомобилей, большая часть которых была перепродана и экспортирована в страны ЕАЭС. А около 40 000 до сих пор остаются в Армении. Их пытаются продать уже на внутреннем рынке.
С завершением предоставленного Армении льготного срока, таможенная пошлина на импорт автомобилей с 1 января 2020 года увеличилась с 10% до 30-50%, после чего импорт автомобилей в Армению, тем более реэкспорт стал невыгодным.