Есть ли сейчас возможности транзита через Южный Кавказ? Мнения экспертов

© Sputnik / Asatur YesayantsЖелезная дорога
Железная дорога - Sputnik Армения, 1920, 24.02.2021
Подписаться
Специалисты оценили перспективы открытия железнодорожных коридоров на Южном Кавказе.

ЕРЕВАН, 24 фев — Sputnik. Открытие железнодорожных коридоров на Южном Кавказе поможет странам региона торговать не только с другими государствами, но и между собой. Об этом грузинский экономист Иосиф Арчвадзе заявил в среду в ходе телемоста Ереван – Тбилиси – Баку – Москва с подключением из мультимедийного пресс-центра Sputnik Армения.

Второй президент Республики Армения Роберт Кочарян в гостях у Sputnik Армения - Sputnik Армения, 1920, 28.01.2021
Деблокада коммуникаций сама по себе позитивна, однако... Кочарян выразил опасение

В советское время у всех закавказских республик больше половины железнодорожных грузоперевозок приходилось на тогдашнюю РСФСР. Теперь экономические векторы трех стран разошлись. По словам Арчвадзе, доля России во внешнеторговом обороте Азербайджана составляет 9%, Грузии – 12%, у Армении относительно больше – 30%.

Теперь у трех стран Южного Кавказа, по его мнению, может появиться возможность активизировать торговлю и транспортные связи друг с другом.

В свою очередь главный редактор российского журнала Геоэнергетика.инфо Борис Марцинкевич считает, что разблокировка железнодорожных коммуникаций может сдвинуть с места проекты по строительству двух ГЭС на армяно-иранской границе, по реке Аракс, а также проект по добыче железа на двух месторождениях в Армении, так как через Каспий их доставка в Китай (к потенциальным покупателям) будет быстрее и дешевле.

Как отметил экономист Ваагн Хачатрян, сложно предугадать, в какие сроки стороны готовы восстанавливать железнодорожное сообщение, потому что за последние 30 лет была построена дорога Баку-Тбилиси-Карс, построена большая часть железной дороги Азербайджан-Иран.

"Естественно, чем больше экономических проектов в регионе, тем больше страны будут заинтересованы в поддержании безопасности", - добавил Хачатрян.

Он подчеркнул, что перспективы открываются и в вопросе транзита электроэнергии. Хачатрян напомнил, что Армения не только в советское время, но и до апреля 1993 года (то есть до закрытия границы) экспортировала электроэнергию в Турцию, восточным областям которой не хватало электричества.

Ереван еще не сказал "да", или Почему Алиев спешит с Нахичеванской магистралью>>

По словам экономиста, перспективы для региональных перетоков электроэнергии обсуждаются еще с 2015 года, когда руководители энергетических ведомств Армении, России, Грузии и Ирана подписали соглашение об электроэнергетическом коридоре.

Сейчас в общем режиме работают системы электроэнергии Грузии и России – с одной стороны, Армении и Ирана – с другой. Задача в том, чтобы наладить переброску энергии между этими двумя системами (сейчас возможности такой переброски между Арменией и Грузией ограничены). В Армении начали строить новую высоковольтную линию (напряжением 400 киловольт) электропередачи в Грузию, которая решит эту задачу. В этом году должно завершиться строительство линии такого же напряжения (400 кВ) между Арменией и Ираном.

Лента новостей
0