Недавний проход Никола Пашиняна из одного правительственного здания в другое, находящихся друг от друга на расстоянии протянутой руки, состоялся под присмотром чуть ли не тысяч полицейских, но непосредственно рядом с премьером находились только личные телохранители. За безопасность охраняемого они отвечают собственной жизнью, нередко в самом буквальном смысле - такая у них работа.
Из личных телохранителей (на профессиональном сленге – "прикрепленные") первых лиц Армении, которых помню: Иван Арутюнов – охранял первого секретаря ЦК Сурена Товмасяна. Товмасян ушел, ушел и Арутюнов, пришел Кочинян со своим охранником. Звали его Сашик (фамилию не помню), ушел с Кочиняном, уступив место Алику Мерангуляну, отработавшему с первым секретарем ЦК Армении Кареном Демирчяном до конца. Не оставался без личной охраны и Сурен Арутюнян, последний из первых лиц Советской Армении.
За все прошедшее время в Армении не произошло ни одного покушения. Телохранители из девятого отдела КГБ свое дело знали. В отличие от тех, кого поставили охранять Левона Тер- Петросяна.
Диспозиция в холле Верховного Совета: журналисты подходят к Левону Тер-Петросяну, телохранители смотрят на первого президента, своего подопечного, а не туда, куда надо, то-есть по сторонам. Смотрят с любовью и преданностью, забывая о том, что рядом с журналистами, забрасывавшими Тер-Петросяна вопросами, может оказаться и террорист. Все, конечно, обошлось, но охрану Тер-Петросяну спустя какое-то время сменили, объяснив, куда нужно смотреть.
- С давних времен и до сегодняшнего дня телохранители применяли свои особые методы защиты охраняемых лиц, руководствуясь разными причинами. Однако во все времена телохранителями были люди, которые идеально владели приемами защиты чужой жизни, это был особый мир людей, - объяснял мне мой приятель Д.П. (имя не пишем, лишь инициалы), обеспечивавший охрану одного из главных руководителей России.
Здесь имеет смысл отойти от нашего сегодня, заглянуть во вчерашний день, чтобы сказать, что профессиональным телохранителем могут быть не только мужчины, но и женщины, которые, как принято считать, более преданны начальнику.
В отряд своих личных телохранителей президент Кот Д'Ивуара Лоран Гбагбо нанял триста женщин, в Африке и на Ближнем Востоке услугами женщин-телохранителей пользовались многие государственные деятели. Тем не менее, женщин с пистолетом рядом с охраняемыми лицами в Армении мы пока не видели.
Интересная подробность. В давние времена, подбирая людей для личной охраны, их, как сказали бы сегодня, тестировали. Претендента неожиданно заводили в клетку со львом и смотрели на цвет лица. Считалось, что в минуты опасности сообразительность резко повышается у тех, кто быстро краснеет. Бледных лицом отсеивали.
Моего приятеля Д.П. в клетку со львом не заводили, но в его сообразительности можно не сомневаться. "Профессиональные навыки, - объяснял он,- остаются на всю жизнь: сидишь в кафе и на звук определяешь, какой предмет упал, какого пола и возраста человек спускается по лестнице".
— Что еще? - спрашиваю.
— Вот правительственный автомобиль остановился у здания. Надо за секунду оценить обстановку.
— Это как?
— Видишь открытое окно, дистанция сто метров, время полета пули к цели - тринадцать сотых секунды. За это время человек смещается на двадцать два сантиметра. Просчитать траекторию движения цели киллер не успеет. Вывод: оттуда стрелять не будут, телохранитель успеет закрыть клиента.
— Вот мы сидим в кафе на улице, завтракаем, что видишь ты, а я могу не заметить?
— Продолжу строго по учебному пособию. Подозрительная коробка. По размеру может вместить тридцать шашек тротила, каждая по четыреста грамм, итого – двенадцать килограммов. Но, если бы в коробке было столько, она так бы не висела. Тогда зачем она здесь? Очевидно: отвлекающий маневр.
Обращаю внимание на человека в стороне с пакетом в руках, к тому же у него по ногами несколько окурков – явно ждет.
— И что делаешь дальше?
— Отталкиваю охраняемого, стреляю в киллера, прикрываю охраняемого до машины и быстро уезжаем. Покушение сорвано.
Из воспоминаний генерал-майора КГБ СССР Владимира Величко на эту тему.
"Раиса Максимовна, жена Горбачева, часто говорила ему: "Миш, ты видел, какие у Рейгана телохранители? А у нас какие-то маленькие, худенькие". Ей трудно было объяснить, что "маленький" – не значит плохой. "Маленький" – это хорошо. Он работает в толпе, не привлекает к себе большого внимания".
… Тем не менее, лучший способ уберечься от покушений для глав государств и правительств - делать жизнь своих сограждан безопасной, обеспеченной и счастливой.