Александр Хроленко, военный обозреватель
Армения и Россия верны своим союзническим обязательствам, и продолжают укреплять общий рубеж безопасности на Южном Кавказе в формате маневров Объединенной группировки войск и сил двух стран.
Командно-штабные учения Объединенной группировкой войск (ОГВ) Армении и России состоялись 2-4 марта с участием подразделений Минобороны РА, 102-й российской военной базы и Пограничного управления ФСБ России в Армении. Цель учений – совершенствование боеготовности в условиях перехода от мирных условий к военным, развитие командирских навыков и координации органов управления в ходе боевых действий.
Параллельно Генеральный штаб ВС Армении 3-5 марта корректировал планы боевой подготовки и вероятные варианты применения войск, реформу национальной армии, что предполагает конкретные ситуации и цели. Закономерно возникает вопрос: против какого противника организовываются учения и разрабатываются планы боевого применения?
Ереван и Москва вряд ли разделяют негативный прогноз экс-президента Роберта Кочаряна о неизбежности продолжения войны в Карабахе из-за невыгодных условий мира, но порох на Кавказе, безусловно, надо держать сухим. А войска разнородной группировки в Армении должны быть боеготовыми, хорошо обученными и оснащенными самыми современными вооружениями и техникой. Лучший метод укрепления ОГВ – совместные маневры, отработка тактического взаимодействия в едином информационном пространстве, с однотипным вооружением, военной техникой и средствами связи.
Триумвират Анкары, Баку и Исламабада: случаен ли выбор локации учений у границ Армении>>
Совместный армяно-российский план военного и военно-технического сотрудничества интегрирован с ежегодными маневрами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и включает десятки совместных мероприятий. Равноправное участие армянских подразделений в маневрах ОДКБ подтверждает растущие боевые возможности национальной армии.
Необходимо учитывать, что Североатлантический альянс в своей геополитической игре стремится в разных формах использовать проблемы и противоречия на Кавказе, под любым удобным предлогом инициировать обострение военно-политической обстановки в регионе (недавнее "братское" участие Турции в боевых действиях в Карабахе – тому подтверждение).
Уроки осени – 2020
События в Нагорном Карабахе выявили ряд уязвимых точек Армянской армии и внешней политики республики. Недостаточно иметь множество эффективного оружия и современной техники (Вооруженные Силы РА получают самое современное вооружение производства РФ по внутрироссийским ценам), надо всем этим профессионально владеть, повышать исполнительскую и финансовую дисциплину, общую организованность войск (включая организационно-мобилизационный сектор). Необходимо точно анализировать внешнеполитическую обстановку и своевременно выполнять приказы вышестоящего командования, без самодеятельности и самонадеянности реализовывать планы, заранее и детально разработанные на все случаи обострения обстановки. Любая война на 90% состоит из логистики и предварительных организационных мероприятий (маневров).
В регионе сохраняется высокая вероятность возникновения новых вооруженных конфликтов. На этот случай, у Армении и России имеется специальная (совместная) группировка войск, объединенная системой управления и планами действий, позволяющая парировать угрозы точнее и многовариантнее. И подразделения 102-й российской военной базы регулярно совершают стокилометровые марши по тревоге на полигон Баграмян – в район проведения совместных маневров с войсками Минобороны Армении.
Сценарии учений придумывать не нужно, ведь по соседству регулярно проводятся азербайджано-турецкие учения типа "Мустафа Кемаль Ататюрк", "Зима-2021", цель которых – достижение совместимости штабного планирования, координация подразделений Азербайджана и Турции в операциях с привлечением бронетехники, артиллерии, ударных и транспортных вертолетов, подразделений ПВО двух стран. Подобное азербайджано-турецкое взаимодействие носит ярко выраженную антиармянскую направленность и очень настораживает Россию. Представления Еревана и Баку о путях решения проблем национальной безопасности расходятся, и возможны рецидивы трагического прошлого.
Оборонное взаимодействие Армении и России многомерно. Ереван находится в тройке крупнейших получателей военной помощи Москвы, и только поэтому располагает новейшими образцами вооружений – высокоточными и надежными на 100% ОТРК "Искандер-М", тяжелыми огнеметными системами ТОС-1А "Солнцепек", системами залпового огня "Смерч", управляемыми ракетами 9М113М, наземными комплексами радиотехнической разведки и средствами связи.
Союзнические отношения
Объединенная группировка вооруженных сил Армении и России создана в 2016 году для отражения существующих и перспективных угроз коллективной безопасности в Кавказском регионе. Основные цели ОГВ – предупреждение нападения на Россию или Армению, прикрытие государственной границы.
Группировкой управляет объединенное командование. Решение на развертывание и применение войск принимают совместно верховные главнокомандующие вооруженными силами двух стран. В мирное время командующий ОГВ подчиняется начальнику Генштаба ВС Армении, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время – командующему войсками Южного военного округа Российской Армии или начальнику Генштаба ВС РФ (по решению верховных главнокомандующих России и Армении).
Соглашение о совместной группировке войск регламентирует ответственность и полномочия сторон в общем пространстве обороны и безопасности, касается силового блока, пограничных, таможенных структур, и не затрагивает государственной независимости, политических институтов Армении. Подразделения в составе ОГВ обеспечиваются (финансируются) за счет средств государств, к армиям которых они принадлежат.
Несправедливый мир в Карабахе может привести к новой войне – бывший президент Армении>>
Эффективная ОГВ – закономерное продолжение большой предварительной работы. Заметим, договорно-правовая база взаимоотношений России и Армении содержит около двухсот соглашений, целями которых – согласованная внешняя политика двух государств, развитие международных связей, единое оперативное пространство силовых структур.
Соглашение по ОГВ не направлено против третьих стран, не затрагивает обязательств Еревана и Москвы по другим международным договорам. Ранее подобная система взаимодействия прошла проверку в Абхазии и Южной Осетии.