ЕРЕВАН, 16 мар — Sputnik, Карине Арутюнян. Бывший генпрокурор Армении Геворк Костанян узнал о наличии документов Интерпола, опубликованных депутатом парламента Тагуи Товмасян, только во вторник, 16 марта. Он заявил об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Отметим, 16 марта депутат парламента Армении Тагуи Товмасян опубликовала два документа, согласно которым Интерпол отказался объявлять бывшего генпрокурора Армении Геворка Костаняна в розыск, назвав выдвинутое ему обвинение по делу "1 марта" политическим. Интерпол направил письмо в Национальное бюро Интерпола Армении еще 10 апреля 2020 года. Согласно информации независимого депутата, после экспертизы Генеральный секретариат пришел к выводу, что уведомление о разыскиваемом лице не соответствует 3-й статье устава Интерпола. В 3-й статье устава Интерпола говорится: "Организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера".
Кроме того, Интерпол направил письма своим подразделениям в других странах, указав, чтобы из баз были удалены материалы относительно Костаняна, то есть предоставил ему право на свободное передвижение. Отмечалось также, что данные о Костаняне были изъяты из базы еще в апреле 2020 года.
Костанян, комментируя эти сведения, отметил: "Я был в курсе только позиции правоохранительных органов РФ, они отказались объявлять меня в розыск, считая это незаконным. Но я не знал, что Интерпол также расценил осуществляемое в моем отношении уголовное преследование как незаконное и политическое. Для меня заявление Тагуи Товмасян было приятным сюрпризом".
На вопрос, предпримет ли его адвокат шаги в связи с упомянутым инцидентом, Костанян ответил, что наличие этих документов само по себе достаточно для того, чтобы утверждать: нет никаких оснований для осуществления в его отношении уголовного преследования. По словам Костаняна, если международный правовой орган утверждает, что возбужденное против него дело беспочвенно и по своей сути является политическим, то любой нормальный юрист обязан прекратить дело, поскольку оно не имеет никаких перспектив.
Бывший генпрокурор также подчеркнул: армянским правоохранительным органам было просто невыгодно заявлять о существовании документов Интерпола, поскольку они свидетельствовали бы о том, что распространенные по уголовному делу "длинные сообщения" были ложными. Костанян уверен, что документы Интерпола были в распоряжении армянских правоохранительных органов, просто их держали в тайне.
"Фактически, все страны, кроме Армении, отказались объявлять меня в розыск на основании этого уголовного дела. Вне зависимости от этого факта я с первого же дня говорил: отмените розыск, приеду в Армению, публично обсудим дело "1 марта", и если мне представят хоть одно доказательство, признаю свою вину. Однако власти отвергли все мои предложения, поэтому, исходя из всего этого, сами делайте выводы о том, какова была цель отказа", - сказал Костанян, добавив, что его предложение остается в силе.
Костанян уверяет, что когда изменят избранную в его отношении меру пресечения (арест), он вернется в Армению.
По словам бывшего генпрокурора, любой юрист может констатировать, что подобный правовой документ является основанием для того, чтобы уголовное дело против него вообще было прекращено. Интерпол посчитал необоснованными и политическими основания и доказательства прокуратуры и Специального следственного комитета Армении. Костанян не считает, что правоохранительные органы Армении пойдут на такой шаг, поскольку осуществляемое в Армении уголовное преследование не имеет никакого отношения к Международному уголовному правосудию и уголовному праву.
Генпрокуратура Армении чуть ранее ответила депутату парламента Тагуи Товмасян, отметив, что она откровенно исказила обстоятельства дела Геворка Костаняна, рассматриваемые в рамках полномочий Международной организации уголовной полиции (Интерпола) и, пользуясь неосведомленностью широкой публики, попыталась представить в качестве "скандала" и "сенсации" существенно отклоняющиеся от действительности сведения, которые стали поводом для беспочвенных спекуляций также прочих кругов. В связи с этим Генпрокуратура напомнила, что согласно своему уставу Международная организация уголовной полиции (Интерпола) не является структурой, ответственной за уголовное правосудие, как указывает "явно не осведомленная" в этом Товмасян. Интерпол не занимается рассмотрением обстоятельств дела, фактических данных, обоснованностью обвинения и не просто не уполномочена давать правовые оценки касательно их правомерности, но и не проверяет подробности.
При этом, подчеркивало ведомство, Интерпол стремится подчеркнуть абсолютный нейтралитет организации в вопросах, связанных с уголовным преследованием бывших и действующих должностных лиц, а также при объявлении розыска вследствие межгосударственных конфликтов, и подобный подход проявляет в отношениях со множеством стран, в том числе по делам, направленным Республикой Армения.
Кроме того, существует множество случаев, когда сотрудничество разных стран с этой структурой по линии розыска бывших чиновников, политиков, лиц, обвиняемых в преступлениях на национальной почве, ограничивалось на основании соответствующего документа специального департамента Интерпола. Эта структура всегда подчеркивает положения статьи 3 своего Устава: "Организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера". И единственное следствие таких решений Интерпола заключается лишь в том, что заявка на осуществление международного розыска того или иного лица по каналам Интерпола не вводится в обращение.
Замглавы полиции Армении не знает об ответе Интерпола по делу Костаняна>>
Напомним, Геворк Костанян был привлечен в качестве обвиняемого по делу "1 марта" еще 24 ноября 2019 года. Специальная следственная служба Армении дала ему 48 часов для явки в орган, осуществляющий производство, чтобы ему было предъявлено обвинение. По истечении 48 часов ССС объявил его в розыск, в качестве меры пресечения был избран арест.