Музыка Баха в подарок Еревану: дирижер из Италии рассказал о дружбе с армянскими коллегами

© Photo : Lusi Sargsyan / provided by National Centre of Chamber Music of ArmeniaГосударственный камерный оркестр Армении и Ереванский Государственный камерный хор исполняют опус И. С. Баха Magnificat (21 марта 2021). Еревaн
Государственный камерный оркестр Армении и Ереванский Государственный камерный хор исполняют опус И. С. Баха Magnificat (21 марта 2021). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 22.03.2021
Подписаться
Итальянский дирижер Джанлука Марчано уже не впервые выступает в Армении. В этот раз он представил сочинение Баха Magnificat – евангельский сюжет о радости от прихода в мир Спасителя.

Арам Гарегинян, Sputnik Армения

Впервые за долгое время в Ереване прозвучал Magnificat Баха. 21 марта, в день рождения великого композитора, это произведение исполнил итальянский дирижер Джанлука Марчано.

Понятно всем без перевода

В Европе не только Баха или Вивальди, но и музыку барокко в целом уже давно не считают "музыкой для немногих". Возрождение интереса к ней началось в Нидерландах и Германии, а затем перешло и в Италию (где она когда-то и зарождалась). Музыканты и дирижеры часто предпочитают играть на инструментах того времени. Например, у скрипок и виолончелей того времени струны были натянуты не так высоко над корпусом, поэтому их звук был немного тише и мягче. Иными были и духовые инструменты: трубы были длиннее, а их звук — сильнее.

© Photo : Lusi Sargsyan / provided by National Centre of Chamber Music of ArmeniaГосударственный камерный оркестр Армении и Ереванский Государственный камерный хор исполняют опус И. С. Баха Magnificat (21 марта 2021). Еревaн
Музыка Баха в подарок Еревану: дирижер из Италии рассказал о дружбе с армянскими коллегами - Sputnik Армения, 1920, 22.03.2021
Государственный камерный оркестр Армении и Ереванский Государственный камерный хор исполняют опус И. С. Баха Magnificat (21 марта 2021). Еревaн

На концерте в Ереване не использовались такие инструменты. Государственный камерный оркестр Армении и Ереванский камерный хор, которыми дирижировал синьор Марчано, использовали современные инструменты. Но и "в переводе" с барочных инструментов на современные эта музыка духовно сближает людей, уверен он.

"Независимо от инструментов, в хоровой музыке есть внутренняя ценность, которая духовно сближает людей разных эпох и стран. Музыка Баха может воздействовать на совершенно разных людей, потому что она обращается к нашей душе", - сказал в беседе с нами дирижер.

Не все слушатели могут знать, что в Magnificat поются стихи из Евангелия от Луки, восхваляющие Богоматерь и Спасителя, приходящего в мир ("Величит душа моя Господа"). В православной традиции на эти стихи поется Песнь Богородицы "Честнейшая". Но даже не зная этого, можно почувствовать надежду и радость, которые передаются музыкой.

Барокко есть барокко

Талантливые (без преувеличения гениальные) интерпретации Баха прекрасны по-своему: есть монументальные, неудержимые в своей силе, как у Карла Рихтера или Герберта фон Караяна, ориентированные на большой оркестр, есть и неподражаемые реконструкции звучания и духа барокко, как у Николауса Арнонкура. Его исполнение – источник вдохновения для Марчано, и не только потому, что Арнонкур использовал в оркестре инструменты ренессанса.

Музыка 21-го века: микс в исполнении искусственного интеллекта - Sputnik Армения, 1920, 10.09.2020
Музыка 21–го века: микс в исполнении искусственного интеллекта

"Его акцентовка, стиль, фразировка, больше всего приближают меня к тому ощущению, которое, как мне представляется, создавал в своей музыке Бах. В этом направлении есть и другие мастера: Роджер Норрингтон, Филипп Херревеге, Кристофер Хогвуд. Но у Арнонкура все элементы исполнения создают единое совершенство", - говорит Марчано.

Радость от рождения Спасителя – и строгая, возвышенная, и самая простая, земная. Не зря в этом произведении часть стихов поется на строгие, церковные мелодии, а часть - в стиле сарабанды, сицилианы и гавота, которые в то время были празднично-танцевальными.

Всегда желанный гость

Марчано встречают в Армении уже не впервые. В 2012 году он дирижировал Государственным молодежным оркестром Армении на симфоническом фестивале "Аль Бустан" в Бейруте (где Марчано – художественный руководитель), а в 2015 году выступал с ним же на фестивале имени Арама Хачатуряна.

Помимо Сергея Смбатяна (создателя Молодежного оркестра), из дирижеров Армении и Диаспоры Марчано знаком с Джорджем Пехливаняном и Кареном Дургаряном. А с Смбатяном, признается Марчано, у него сложилось не просто близкое знакомство, но и дружба.

"У него большой талант, а главное – он всецело увлечен музыкой, живет ею", - говорит Марчано.

Вместе с Смбатяном Марчано руководил оркестром "24/04", в котором собрались 123 музыканта из 43 стран и который выступил в Ереване в 100-ю годовщину Геноцида армян в Османской империи 1915г. Двумя другими дирижерами, принявшими участие в проекте, стали Михаил Юровский и Ованнес Чекиджян.

В завершение Марчано рассказал о своих учителях – по его признанию, в этом жизнь была к нему щедра. О них маэстро может говорить часами, но, к сожалению, времени для беседы было немного: до концерта оставалось всего десять минут.

Учителя Марчано 

Один из его главных учителей – Лорис Вольтолини, итальянец из Хорватии, один из самых известных дирижеров этой страны. Кроме того, еще в детстве он имел счастье учиться у Карло Мария Джулини, а чуть повзрослев – у Бруно Бартолетти, прекрасного оперного дирижера и эталонного исполнителя опер Пуччини.

© Photo : Lusi Sargsyan / provided by National Centre of Chamber Music of ArmeniaГосударственный камерный оркестр Армении и Ереванский Государственный камерный хор исполняют опус И. С. Баха Magnificat (21 марта 2021). Еревaн
Музыка Баха в подарок Еревану: дирижер из Италии рассказал о дружбе с армянскими коллегами - Sputnik Армения, 1920, 22.03.2021
Государственный камерный оркестр Армении и Ереванский Государственный камерный хор исполняют опус И. С. Баха Magnificat (21 марта 2021). Еревaн

Если спросить любителей музыки в Италии (и не только в Италии) о Джулини, их ответы можно будет свести к двум словам — обыкновенное чудо. Один из крупнейших мастеров дирижерского искусства XX века после болезни жены на многие годы отказался от длительных гастролей, чтобы заботиться о ней. Жена, трое сыновей и семеро внуков были его радостью в жизни.

Джанлука Марчано был всего 11-летним мальчиком, когда его познакомили с 73-летним Джулини. Его простоту и доброту Марчано помнит до сих пор. Ребенком Марчано уже выступал как пианист, аккомпанируя оперным певцам. Они и представили его великому дирижеру.

"Я имел счастье бывать в его доме несколько раз, он много рассказывал мне о партитурах, в том числе Верди. Это был один из самых скромных людей, которых я знал. Скромный в стремлении познать замысел композиторов, а не заменить его своим. Скромный перед людьми и щедрый на доброту", - рассказывает Марчано.

С такой скромностью перед гением Баха Марчано и представил ереванским слушателям его Magnificat.

Лента новостей
0