ЕРЕВАН, 25 мар — Sputnik. Рынок нефтепродуктов в Армении продолжает отличаться высоким уровнем монополизации, то есть импортом и реализацией здесь занимаются 3-4 компании. По мнению экономиста Тадевоса Аветисяна, монополизация является одной из основных причин роста цен на бензин и дизтопливо темпами, непропорциональными соответствующим мировым тенденциям.
Аветисян отмечает, что внутренний рынок Армении на внешние ценовые факторы (при повышении цен) реагирует сразу же и куда более прогрессивными темпами, но когда стоимость бензина на мировом рынке падает, аналогичный процесс в Армении протекает крайне медленно.
Экономист провел небольшой анализ ситуации на рынке топлива в Армении в 2020-2021 гг. Он отмечает, что в сравнении с тем же периодом 2019 года, в январе и феврале 2020 года цена на бензин выросла на 1,2 и 0,8% соответственно, когда курс драма к иностранной валюте был стабильным. При этом на мировом рынке с конца 2019 года цены на топливо постепенно снижались.
Тенденция снижения цен на топливо добралась до Армении весьма поздно – бензин и дизтопливо стали дешеветь только с марта 2020 года, пик пришелся на июнь (-31,8%). После этого цены стали постепенно расти, и каждый последующий месяц бензин стоил дороже, чем в предыдущий, вопреки процессам на мировом рынке. К тому же в январе-июне 2020 года средние темпы снижения цены на топливо в разы уступали мировым.
Геополитическая интрига или техвопрос? Почему Россия меняет газовый маршрут в Армению>>
Аветисян ссылается на исследование Госкомиссии по защите экономической конкуренции, которая не нашла нарушений антимонопольного законодательства при мониторинге рынка бензина в декабре прошлого и январе текущего годов. Антимонопольный орган объяснил подорожание в рассматриваемый период ростом закупочных цен и девальвацией драма. ГКЗЭК установил, что в декабре бензин из России закупался на 5% дороже, чем в предыдущий месяц, в январе рост составил уже 10%. А девальвация национальной валюты в декабре-марте составила почти 4%.
По официальной статистике цена на бензин в Армении в декабре выросла на 4,1%, в январе-феврале 2021 году – на 5,4%, в марте – на 10%. Аветисян фиксирует, что в 2021 году повышение закупочной цены на бензин вместе с девальвацией драма составило 14%, на внутреннем же рынке бензин подорожал на 15,4%.
Экономист считает спорной позицию антимонопольного органа, который при анализе рынка бензина не учел процессы в первом полугодии 2020 года, когда имелись реальные основания для падения цен.
По мнению Аветисяна, ГКЗЭК должна обратить внимание также на то, что вход на рынок бензина нового игрока привел к резким колебаниям цен. Эксперт не указывает имени, однако речь, как известно, идет о приобретении бизнесменом Хачатуром Сукиасяном доли в компании RAN Oil, после чего она стала предлагать топливо на 10% дешевле остальных. Такая ситуация с точки зрения Аветисяна вызывает ряд закономерных вопросов. Осуществляется ли на рынке топлива демпинг или же хозсубъекты получают сверхприбыль; что-то изменилось в регионе на фоне пропаганды властей о разблокировке границ и прекращения вражды; и импортируется ли бензин из Азербайджана?
В Армении, как уже отмечалось выше, с начала года замечен рост цен на бензин и дизельное топливо. На некоторых бензоколонках стоимость бензина марки "регуляр" колеблется от 400-410 драмов (порядка 80 центов) за литр, в то время как в середине прошлого года его стоимость понижалась вплоть до 260-270 драмов (порядка 50 центов) за литр.