В семье Самвела Атояна 27 сентября каждый год отмечался как праздник – справляли день рождения его супруги Лилии. В 2020 году семья по традиции была занята подготовкой к торжеству, никто и не подозревал о большой беде. После полудня старшая дочь пришла из магазина и сообщила о начавшейся большой войне. Самвел решил, что празднование откладывать не станут и подарил супруге стаканы, в которых сейчас разлит компот для гостей - съемочной группы Sputnik Армения.
Спустя несколько дней после начала войны, 4 октября, раздался звонок, и строгий женский голос в телефонной трубке вызвал Самвела в военкомат. Жена отговаривала его, просила не ходить, он же убеждал, что его на фронт даже отправить не успеют - наши победу одержат куда раньше. Он был настолько уверен в успехе Армянской армии, что даже не попрощался с семьей.
Самвела забрали сразу же - сперва на учения, а после уже на фронт. Перед отъездом в Карабах он позвонил супруге, долго говорил с детьми и просил слушаться маму и хорошо учиться. Лилию же просил хорошо заботиться о себе и детях. Еще тогда она поняла, что супруг прощается, но не захотела верить в это.
"В день, когда его призвали, он вел себя несколько странно – проспал дольше обычного и сразу после пробуждения заменил почву в горшках домашних растений. Он очень любил цветы в доме", - вспоминает вдова и тихо плачет.
Через два дня после призыва Самвел отправился в Гадрут, а после - в Джракан (Джебраил). Семья практически ничего не знает о его боевом пути, поскольку все товарищи погибли вместе с ним. Близкие очень хотят найти хотя бы одного военнослужащего, который смог был рассказать о последних минутах жизни Атояна.
Родные уверены, что даже на поле боя Самвел не терял присущего ему оптимизма, чувства юмора и веселил друзей шутками. Собравшиеся в гостиной дети и племянники Атояна (дети брата. - ред.), а также Лилия начинают рассказывать разные эпизоды из жизни их семьи, запомнившиеся шутками Самвела, и все мы начинаем хохотать.
"Он был очень заботливым. В последний день перед гибелью Самвел дважды звонил. Он пытался мне сказать что-то, но когда узнал, что я одна передумал. Наверное, предчувствовал скорую гибель и промолчал, только предупредил о возможной потере связи на несколько дней", - тихо шепчет молодая вдова и утирает слезы.
Самвел больше не позвонил. Спустя несколько дней один из соседей увидел тело Атояна среди погибших и сообщил его брату – Манвелу. Как Лилия узнала о гибели супруга не помнит. Ей сказали, что он получил смертельное ранение, остальное точно обволокло туманом.
И сейчас тот густой и мрачный туман в ее жизни не развеялся: Лилии сложно думать о чем-либо вообще, даже о будущем детей, боль утраты еще слишком велика. Трудно не только ей, но и всей семье – дочери Лилит и Вардуи совсем затосковали, а сын Саро стал молчаливым, ушел в себя. Он каждый день ходит с мамой на кладбище, помогает ей и молча скорбит. Он хранит молчание даже сейчас, когда все говорят, рассказывают о его папе. Мальчик, точно съежившись, жмется к стене. Мать с болью смотрит на него, но ничего поделать не может.
Однако Лилия уверена, что сложнее всего приходится старшему брату Самвела – Манвелу. Они были очень молоды, когда скончались их родители. Братья помогали друг другу и встали на ноги. Парни были не разлей вода даже после женитьбы. Жили почти одной семьей, все праздники отмечали вместе и учили своих детей ценить и заботиться друг о друге.
"В новогоднюю ночь они всегда ходили к родителям на кладбище. Поздравляли их и сидели там молча. В этом году пошли мы с Манвелом", - рассказывает Лилия, и мы все невольно рыдаем с ней.
Дети обоих братьев наперебой дополняют рассказы о Самвеле. И во всех историях красной нитью проходит мысль, что он был строгим, но очень заботливым. Ребята (пять девочек и два мальчика) солидарны еще в одном пункте: какой бы сумасшедший дом они ни устроили, как только приходил Самвел, все разом затихали и начинали готовить уроки. Вместе с тем он пытался дружить с каждым и помочь в случае необходимости.
Племянница Амалия вспоминает, что на семейных праздниках он заставлял их произносить тосты и желать друг другу всяческого благополучия.
Он любил путешествовать с семьей брата, особенно по Армении. Самвел считал важным познание родины. Всегда повторял, что нет ничего дороже и важнее Отчизны, даже жизнь. Пройденный им путь лишь подтвердил, что это были не просто слова...