В селе Арени, пожалуй, самом известном населённом пункте Вайоцдзорской области, война тоже переломила образ мышления и жизнь людей. Хаос в политике и в управлении государством добрался и до приграничного села, где всегда правили порядок и трудолюбие.
"Многое изменилось в нашем сознании и, к сожалению, по независящим от нас причинам. Мы все озабочены тем, что произошло. Важно, чтобы сейчас власти облегчили боль семей, потерявших на войне своих близких. Вместе с этим, надо усиливать оборону страны. В таком виде оставлять защиту границ невозможно, ничего хорошо ждать не придётся. Надо усиливать мощь армии, - говорит местный житель Самвел Караханян.
Его слова разделяют другие. Никто не спорит, все покачивают головой. Аренийцы считают, что если через пять лет российские миротворцы уйдут из зоны конфликта, то вместе с ними покинут свои города и села последние карабахские армяне. Русским нельзя уходить – так считают все собеседники и переключаются на тему внеочередных парламентских выборов.
- Нет такого лидера, за которого мы готовы решительно отдать свои голоса, - говорит пожилой селянин.
- Что нового может предложить нам Вазген Манукян (лидер объединённой оппозиции – ред.)? Скажу прямо, он невольно помог Пашиняну, – продолжает другой.
- Кто бы ни стал главой государства, пострадают такие, как мы. Простые деревенские люди, до которых никому дела нет и знать не знают во власти, как мы живём, - подключается третий.
Аренийцы не видят перспектив к лучшему. Очевидно, что им нужна поддержка, но каков выход? Вот и я, журналист из столицы, стою перед ними в растерянности. Из села открывается живописный вид на скалистый обрыв, где расположен современный гостиничный комплекс. Впечатлён красотой этих мест. Пытаюсь переварить услышанное, и прийти к выводам, но тщетно…
Арени расположено от Еревана в 110 километрах. Село разделяет река Арпа. В 1946 году ему было возвращено нынешнее историческое название, а до этого оно называлась также как река - Арпа. Когда-то Арени стояло на перепутье маршрутов, соединявших Зангезур с Севанским бассейном и Шарурскую долину с Вайоцдзороским ущельем. В глубокой древности село располагалось на тянущемся с Востока на Запад соседнем холме, где сохранились руины строений. Оно прикрывало вход ущелье и во время вражеских набегов превращалось в военное укрепление. А в ХIII веке сюда из селения Ехегис даже была переведена резиденция Сюникских князей Орбелян.
На восточной окраине Арени возвышается храм Святой Богородицы, который в 1321 году возвёл знаменитый армянский зодчий Момик. Церковь украшена редкими по исполнению библейскими сюжетами, высеченными на каменных стенах. А примерно в километре на северо-восток, у старого устья реки сохранились пролёты моста, построенного в 1285 году предводителем Нораванкского монастыря епископом Саркисом.
Тут можно заметить и развалины моста ещё более старой застройки. Увиденное ещё раз напоминает, что Арени - туристический рай. Помимо историко-архитектурного наследия здесь огромное количество природных достопримечательностей: скалы, ущелья, водопады. А кто не знает, что в этих краях, в пещере птиц, обнаружили древнейшую туфлю, одну из первых виноделен и женский наряд, относящийся к 3 900 году до нашей эры? В наши дни Арени считается столицей вина. Здесь ежегодно проводится фестиваль этого напитка.
В сельской администрации подчёркивают, что в 2018 году на нахичеванском направлении противник продвинул свою позицию достаточно близко к виноградным угодьям и некоторые участки оказались под неприятельским прицелом. Раньше это была не занятая высота на сопредельной территории. Теперь же противник обосновал там свой опорный пункт, который виден местным жителям невооружённым глазом. Дома от этой позиции на расстоянии 4-5 километров.
"Были случаи, когда после обстрелов возникали пожары. В основном горела сухая трава, но в целом обстановка на границе с Азербайджаном стабильная. Даже во время войны в Карабахе не было серьёзных инцидентов", - рассказывает руководитель аппарата администрации Арени Геворг Симонян.
С карабахской войны в Арени не вернулись 22 человека. В основном это контрактники и добровольцы. Один из них – сотрудник администрации, отвечал за связь с прессой. Много раненых и тяжелых, которым присвоена инвалидность.
"Наши жители никогда не боялись скрывать своих политических взглядов, мы всегда были в оппозиции к властям (улыбается). На выборах оппозиция набирала большое количество голосов. Сейчас для нас самый главный вопрос - территориальные потери. Аренийцы живут на границе, и на собственном опыте знают, что такое земледелие на краю родины и знают цену земли", - говорит Геворг Симонян.
По его словам, потери в Карабахе не могли не отразиться на настроениях в селе. Видимость неприятельских позиций добавляет неприятные мысли. Люди беспокоятся за свою безопасность и не могут быть нейтральны ко всему происходящему.
"Спад числа туристов, связанный сначала с коронавирусом, осложнился войной. Территория Арени на картах Армении в иностранных государствах отмечена как небезопасная при посещении туристами страны. Но аренийцы всё равно надеются, прежде всего, на себя, на свою трудолюбивую общину. Мы развиваемся на собственные средства. На собранные налоги улучшаем водоснабжение, ремонтируем дороги", - говорит Геворг Симонян
В селе понимают, что выборы нужны и должны быть проведены. Люди говорят, что если власти не хотят уходить добровольно, то это лучший выход из критической ситуации.
На прощание смотрю на Нораванкский монастырь, церковь зодчего Момика и вспоминаю запись премьера в соцсетях о том, что эти постройки для него оказались не особо уж и впечатлительными. Да, это может быть чьим-то личным мнением, но разве это мнение может иметь руководитель армянского государства?