Жанна Погосян, Sputnik Армения
Уровень агрессии в армянском обществе после ноября 2020 года зашкаливает. Особенно ей подвержены несовершеннолетние, у которых к сложностям "трудного возраста" прибавился послевоенный стресс. Директор Республиканского педагогико-психологического центра Араксия Сваджян рассказывает, что интенсивность работы психологов с детьми и подростками такая же, как и прежде, но специально уделяется внимание несовершеннолетним из Арцаха и тем, кто переживает утрату близких и родных.
"Школы передают нашему центру данные о детях, и мы оказываем не только психологическую поддержку. Если у ребенка имеются проблемы с развитием, занимаемся также этой проблемой", - говорит Сваджян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Без ведома и разрешения родителей ребенка никакая помощь ему оказываться не может, отмечает директор Центра. О проблемах с агрессией, депрессией или апатией у ребенка родителей сперва информирует учитель. В случае получения согласия родителей на составление специальной анкеты (profile), с ребенком уже может начать работать психолог.
"Наши специалисты работают с детьми после уроков. Приходят школу и проводят сессии - они могут быть и групповые, и индивидуальные, последних, конечно, бывает больше. Все зависит от эмоций, проблем, обстоятельств в жизни школьника. Психолог может поработать с ним всего раз, а бывает, что проводится длительная работа", - говорит Сваджян.
Телефонный террор: как помочь семьям армянских военных, получивших звонки от противника
Специалист чаще всего встречается с ребенком раз в неделю, учит его распознавать свои эмоции, справляться с ними и предлагает альтернативные пути избавления от негатива. Обсуждаемые с психологом темы - конфиденциальная информация.
"Большинство родителей соглашаются, чтобы мы работали с детьми. Очень редко бывает, что они опасаются ярлыка или "клейма", которое якобы оставит этот процесс в жизни ребенка. В таком случае, если проблема небольшая, мы не настаиваем на сессиях", - говорит Сваджян.
Центр помогает не только детям, но и педагогам, у которых возникают проблемы с учениками. Специалисты работают во всех школах Армении, кроме образовательных учреждений Араратской и Вайоцдзорской областей. В этих регионах программа также будет реализована в течение текущего года.
Помимо психологов, подростками занимаются также школьные инспекторы - сотрудники полиции, которые работают с учениками старших классов. Начальник управления защиты прав несовершеннолетних и домашнего насилия управления уголовного розыска полиции Армении Нелли Дурян говорит, что после войны у подростков появилось много вопросов.
"Подростки в инспекторах видят друга, старшего брата, грамотного советчика и задают вопросы, которые их мучают. В последнее время вопросы изменились, их стало больше", - говорит Дурян в интервью Sputnik Армения.
Разговор с инспектором так же, как и с психологом, конфиденциален: подросток должен знать, что если доверится сотруднику полиции, то секрет останется между ними.
"Полицейский может посоветовать ребенку поделиться проблемами и заботами с родителями, учителями, одноклассниками, но сам никогда не раскроет конфиденциального разговора", - говорит Дурян.
Помимо вышеперечисленных государственных институтов, в стране действуют также частные проекты, которые направлены на работу с детьми. Психолог из Франции Ануш Шахбендерян со своей коллегой, доктором клинической психологии Лилит Мнацаканян работает в регионах с детьми, в семьях которых есть погибшие на войне. Они разработали специальную раскраску для детей от 6 до 12 лет, а с ребятами постарше ведут профессиональные беседы.
Война не закончилась: кому психологи в Армении помогают бесплатно и кого надо опасаться
"Если семья не приняла смерть близкого человека, ребенок вообще не сможет понять, что произошло. Нужно помочь детям выплеснуть накопившееся горе", - говорят специалисты в интервью Sputnik Армения.
Самое важное в работе с подростками - это услышать и увидеть за маской агрессивного поведения не жестокость, злость и избалованность, а просьбу о помощи, и вовремя поговорить с ними, помочь адаптироваться.