Астхик Сукиасян, Sputnik Армения
Карабахская война, принесшая столько боли и потерь, лишила тысячи людей способности улыбаться. Трудно было поверить, что Гаяне Аршакян, замечательный педагог и невероятно жизнерадостный человек, чье лицо всегда озаряла улыбка, оказалась в числе тех, кого война заставила забыть о радости. В боях за Шуши погиб ее племянник Геворк Аршакян. Как говорит сама Гаяне, для нее гордость и честь быть тетей Геворка.
Ему было всего 24 года. Он с отличием окончил Ереванский государственный университет, факультет философии и психологии, вместе с тем, и юридический факультет, а позже - и Военный университет имени Вазгена Саркисяна. Геворк работал в школе "Ай аспет" ("Армянский рыцарь"), преподавал военное дело.
Война и цветочный бизнес: кто, как и почему в Армении греет руки на чужом горе>>
Он многим запомнился по игре "Ай аспет", где, завершая приветствие, он произносил слова Гарегина Нжде: "Умри так, чтобы и смерть твоя послужила родине".
Мы – в доме Гаяне, в гостиной. На столе – книги, научные труды Геворка. Они написаны им в соавторстве с отцом.
Он родился в семье историков, был долгожданным ребенком: родители поздно поженились. Воспитанием парня много занимался дед по материнской линии, преподаватель юридического факультета ЕГУ, доцент Геворк Овсепян, скончавшийся через два месяца после смерти внука.
"Геворка назвали в честь деда. Тот возлагал на внука большие надежды, и Геворк неизменно оправдывал его ожидания. Он был очень активным: пел, танцевал, устраивал походы. У него были все возможности для того чтобы жить беззаботно. Он демобилизовался из армии в августе, мог вообще не идти на войну, но в нем слишком глубоко сидел патриотизм", — рассказывает тетя.
Гаяне вспоминает, как сразу после известия о войне Геворк поехал в университет, чтобы собрать друзей и вместе отправиться на фронт.
"Геворк никого из нас не послушал, отец всю ночь сидел, не мог заснуть, уговаривал, объяснял, что он только вернулся из армии, что если будет необходимость, его позовут. Тетя с материнской стороны даже заперла дверь, но Геворк сказал: "Если вы хотите, чтобы я умер обычной смертью, я останусь здесь, выпрыгну из окна или с моста. Если мне суждено умереть, неважно, где я умру", — вспоминает Гаяне.
После долгих переговоров тете пришлось открыть дверь и пожелать Геворку доброго пути.
"Не прощайтесь со мной, не обнимайте, за мной не ходите, я ухожу на войну… После войны я соберу свою родню, чтобы отпраздновать нашу победу". С этими словами Геворк покинул отчий дом в первые дни войны.
Ему удалось собрать родню, но, к сожалению, в Ераблуре.
Старший лейтенант Геворк Аршакян сражался в своем родном Матагисе. Именно там он прослужил два года, и когда во время службы выходил в прямой эфир на своей странице в Facebook, говорил: "Приветствую вас из Королевства Матагис".
Когда он услышал, что в Шуши ситуация тяжелая, собрал ребят и направился туда.
"Рад, что жив": как парни в ереванском "Доме солдата" впервые "примерили" протезы>>
Тетя Геворка рассказала, что в боях за Шуши он был ранен в ногу, от уговоров друзей поехать в госпиталь, отказался и продолжал вести бой.
"Мой второй брат - военный, он каждый день звонил Геворку. Однажды он нам сообщил, что Геворк ранен, и он его ищет. Мое сердце остановилось, я не могла это принять. Молилась, чтобы ранение было легким и его можно было бы спасти. К тому времени, когда мой брат нашел Геворка, он уже получил второе, на этот раз смертельное, ранение. Он потерял много крови. Одна из основ, столпов моей семьи, дала трещину", - признается тетя героя.
Геворк погиб 7 ноября, похороны прошли - 9 ноября, когда было подписано трехстороннее заявление. Во время похорон Геворка все говорили о сдаче Шуши.
"Утром 10 ноября, когда люди заговорили о том, почему же все так должно было произойти, неужели наши дети погибли зря, мама Геворка в своем горе, сделав нереальные усилия над собой, вмешалась и сказала: "Не говорите такого". Она сказала, что сын ее умер не просто так, его дело будет доведено до конца, и мы обязательно одержим эту победу. Мой брат говорит, что он осиротел. Другие остаются сиротами, когда теряют родителей, а он осиротел, потеряв сына", - вспоминает Гаяне.
Во время похорон Геворка отец вспоминал, что каждый раз, когда сын проходил мимо Ераблура, с удивлением и гордостью говорил, интересно, чем они заслужили быть здесь, за какие большие подвиги. Сам Геворк был уверен, что одолеет смерть, вернется с победой и соберет весь род Аршакянов.
"Собрал… в Ераблуре… Его привезли парни в роскошной военной форме, потом тяжело подняли, и прозвучал горн, он лежал такой спокойный, как спарапет, с полуулыбкой на лице, будто говорил нам всем: "Видите, как я победил, я выиграл войну, я победил…", - говорит дочь Гаяне, Вануи Баграмян.
На днях решением Президента Республики Арцах Араика Арутюняна старший лейтенант Геворк Аршакян был награжден орденом "Боевой крест" I степени.
По словам Гаяне, если бы Геворк был жив и собственноручно получал награду, он бы сошел с ума от радости.
"Он говорил: "Вы знаете, что значит такая награда для военного, это святое". Просто он слишком дорого заплатил за эту награду. Может, я эгоистка, но Геворк был нужен здесь больше, с его умом и талантом. Нам очень нужна его преданность, потому что сейчас не хватает таких людей, как он, умных и патриотичных. Такие парни, как Геворк, должны были жить и поднимать страну из этой ситуации", - говорит Гаяне.
Пока мы беседовали, появился сын Гаяне, Менуа, со стопкой книг в руках. Война изменила и его мечты. Если до войны парень готовился к поступлению на юридический факультет ЕГУ, то теперь он решил стать врачом. Он говорит, что армянские парни должны становиться либо военными, либо врачами.
"Если буду только военным, никого не смогу спасти на поле боя, но если буду врачом, смогу и сражаться, и спасать жизни людей, чтобы такие парни, как Геворк, не истекали кровью".