Никол Пашинян и Владимир Путин в ходе состоявшейся 7-го апреля в Москве встречи наряду с другими вопросами обсудили перспективу участия России в строительстве в Армении новой атомной электростанции. Если этот вопрос на уровне глав государств прежде и обсуждался, то официальных сообщений об этом не было. Коль скоро на этот раз о предстоящем партнерстве стороны говорят уже публично, можно предположить, что принципиальное решение на этот счет уже имеется.
Вопрос строительства в Армении новой АЭС становится все актуальнее в связи с тем, что срок эксплуатации ныне действующей атомной станции близок к окончательному истечению. Возможность отказа от атомной энергетики в Ереване никто всерьез даже не обсуждает. В сложившихся условиях альтернативы ей нет и в ближайшее время быть не может. Исходя из этого в январе правительство Армении приняло новую стратегию развития энергетики, предполагающую ставку на атомную энергетику. Сейчас АЭС, расположенная в 30-и километрах от Еревана - в городке Мецамор - вырабатывает примерно половину потребностей страны в электричестве. Первый из ее блоков был запущен в 1976-м году. Ныне функционирующий энергоблок мощностью в 407 МВт действует с 1980-го. Морально устаревающий реактор типа ВВЭР-440 уже отработал свой нормативный срок. С одобрения международных экспертов его эксплуатация дважды продлевалась. Специалисты заверяют в том, что реактор без проблем может прослужить аж до 2036-го года. Но это – крайний срок. Как минимум за 10 лет до этого нужно начать практическую работу по строительству новой станции.
Хотя тема строительства новой атомной станции и обсуждается уже 20 лет, заметно, что руководство страны до недавних пор не спешило с окончательными решениями. Причины на то веские. В марте 2018-го тогдашний министр энергетических инфраструктур Ашот Манукян, отвечая на вопрос тогда еще лидера парламентской оппозиции Никола Пашиняна пояснил: "Ядерные технологии развиваются очень быстро. Если 5 лет назад у нас была альтернатива между двумя различными технологиями, то сейчас у нас уже 5 альтернатив, каждая их которых намного дешевле и надежнее. Потому правительство приняло четкое решение – эксплуатировать действующий энергоблок до тех пор, пока его ресурс не будет исчерпан. И ближе к этому сроку будет решаться, когда и по какой технологии строить новый энергоблок". Теперь уже откладывать решение проблемы бессмысленно.
В последний раз вопрос строительства новой атомной электростанции всерьез обсуждался в правительстве в феврале 2016-го. Тогда представленный министерством энергетики проект стоимостью в 5 миллиардов долларов было решено вернуть на доработку. Принципиальных корректив было несколько. Во-первых, пересмотрели мощность будущей станции, снизив ее с 1000 МВт до 600. (Это позволит сократить смету расходов на 1,5-2 миллиарда долларов.) Во-вторых, было решено отказаться от намерения взять кредит для строительства. Предпочтение было отдано прямым инвестициям под государственные гарантии. Изначально в планах правительства был созыв всемирного конгресса инвесторов для привлечения средств на строительство АЭС. Но от идеи пришлось отказаться. Стало ясно, что инвесторов легче искать среди тех, кто в состоянии построить саму станцию. То есть, финансировать проект должны, скорее всего, не частные кампании и банки, а государственные или близкие к ним структуры стран-партнеров.
Энергетика в современном мире воспринимается как часть геополитики. Участие в строительстве и эксплуатации АЭС - это форма политического присутствия в стране и регионе. Именно потому проект строительства в Армении новой атомной станции вызывал столь пристальное внимание основных игроков, выступающих на армянском геополитическом поле. Наиболее перспективным всегда представлялось вовлечение России. Но обсуждались и иные варианты.
Особый интерес к проекту проявляла Франция. В 2011-м году Николя Саркози, во время своего визита в Ереван, говорил о том, что обсуждается вопрос участия французских компаний в строительстве в Армении новой АЭС. Госсекретарь по внешнеэкономическим связям Пьер Лелуш тогда заявил: "Франция серьезно рассматривает участие в проекте строительства в Армении нового атомного энергоблока". Позднее Ереван посетила группа специалистов французской компании ORANO, специализирующейся в области атомной энергетики. Они провели встречу с вице-премьером. В ноябре 2018-го и.о. министра энергетических инфраструктур Гарегин Баграмян заявил о том, что интересные предложения поступают не только от французов, но и от китайцев.
В отечественной и зарубежной прессе были опубликованы различные толкования слов Баграмяна о том, что "Россия пока не рассматривается в качестве строителя новой атомной станции". Кое-кто поспешил назвать это свидетельством намерения Еревана отказаться от партнерства с Россией в деле строительства АЭС. Но в ноябре 2018-го премьер Никол Пашинян в интервью радиостанции "Эхо Москвы" отчетливо заявил: "В вопросе строительства новой атомной станции я рассчитываю на помощь России, поскольку на данный момент у нас нет достаточных финансовых ресурсов для реализации проекта. Если наши российские коллеги нам помогут, мы с удовольствием примем эту помощь".
Российские государственные корпорации, специализирующиеся в атомной энергетике, в случае коммерческого и политического интереса вполне могут привлечь от государства инвестиции на 3-4 миллиарда долларов. При наличии соответствующей воли правителей все остальное – дело техники. Если не будет непредвиденных обстоятельств, строительные работы продлятся не больше шести лет. Специалисты отмечают, что предстоящее задействование транспортных инфраструктур позволит заметно облегчить реализацию проекта. Дело в том, что в условиях блокады могли возникнуть серьезные трудности с доставкой реактора. Возобновление железнодорожного сообщения через Азербайджан позволит решить эту проблему.
Впрочем, у недружественно настроенных соседей есть способы помешать. Согласно Конвенции о трансграничном контексте оценки воздействия на окружающую среду (Конвенция Эспо), до строительства атомной электростанции государство обязано предоставить всем сопредельным странам подробный доклад об экологических рисках. В мае 2011-го года азербайджанская сторона, апеллируя к этому международному документу, потребовала рассмотрения вопроса о допустимости продления срока эксплуатации Мецаморской АЭС.
Разговоры о закрытии – спекуляция: на Армянской АЭС начинают укреплять защиту реактора>>
Председатель Центра ядерных исследований при министерстве транспорта Азербайджана Адиль Гарибов недавно заявил, что Баку будет предельно настойчивым в своих требованиях к Армении. По сути, это намек на то, что Баку будет мешать строительству новой АЭС любыми возможными способами. В этом духе высказался и президент Академии наук Азербайджана Махмуд Керимов. Выступая на отчетном собрании МАГАТЭ он заявил, что армянам нужно отказать в праве на строительство новой АЭС, потому, как "Армения слабая с экономической точки зрения страна и не сможет содержать реактор большой мощности". Весьма спорное утверждение, если иметь в виду, что Армения – единственное во всем регионе государство, имеющее атомную электростанцию, и никогда не испытывала трудностей с ее содержанием. По крайней мере со стороны МАГАТЭ жалоб не было.
Не исключено, что Анкара тоже попытается вставлять нам палки в колеса. Несколько лет назад в меджлисе Турции даже была попытка выдвинуть требование закрытия Мецаморской электростанции. Депутат Великого национального собрания Синан Оган предложил сформировать специальную парламентскую комиссию для "оценки отрицательного влияния армянской АЭС на окружающую среду сопредельных государств". Этнический азербайджанец Синан Оган тогда тщетно пытался вовлечь в авантюру Грузию и Иран. С особой миссией он побывал в Тбилиси и Тегеране. В ходе состоявшейся в Баку пресс-конференции он заявил: "Я встречался с представителями руководства Грузии и рассказал им об исходящей от Армении радиоактивной опасности. Теперь они разделяют нашу позицию. В Иране тоже должны осознать, что Мецаморская АЭС представляет угрозу для всех соседей Армении".
Между тем, строительство в Армении новой АЭС должно быть выгодно соседям. Ведь наша страна может быть экспортером недорогой электроэнергии. Армения, имеющая богатый опыт эксплуатации ресурсов мирного атома, способна стать своеобразным энергетическим хабом всего региона. Ереван готов справиться с этой ролью. В 2009-м, выступая на состоявшемся в Цахкадзоре международном экономическом форуме "Мост", тогдашний премьер-министр Тигран Саркисян заявил: "Строительство атомной электростанции в Армении будет играть стабилизирующую роль в регионе. Ереван заинтересован в участии Турции в этом проекте. Мы открыты для диалога". В действительности, Анкара не брезгуют армянским электричеством. Об этом свидетельствует контракт, заключенный в сентябре 2008-го года. На следующий день после визита в Ереван тогдашнего президента Абдуллы Гюля представители турецкой компании "Юнит Групп Интернейшнл" и руководители ЗАО "Высоковольтные электросети Армении" подписали документ, согласно которому Ереван обязался поставлять в соседнюю страну до трех с половиной миллиардов кВт.час электроэнергии.
Ремонт Армянской АЭС запоздал на 2-3 года – эксперт ООН по вопросам энергетики>>
Отмечу, что наших соседей тоже соблазнили преимущества мирного атома. В Турции сейчас строятся две атомные станции. И даже в Азербайджане, кичащемся несметными запасами углеводородов, разработан проект строительства АЭС. Если уже Анкара и Баку пришли к выводу о приоритетности атомной энергетики, то Еревану в этом сомневаться уж точно нет смысла.