Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Сама логика вооруженного противостояния на Донбассе, обострившегося в последние дни, наталкивает экспертов и аналитиков на сравнение с карабахской проблемой. Но не все так просто. С одной стороны, понятно, что подобный подход выгоден официальному Киеву, которого западные партнеры (или патроны) провоцируют на прямой военный конфликт с Россией. Здесь не поспоришь - слишком велико влияние Вашингтона на официальный Киев.
Киев надеется, что за развязывание войны на Донбассе ему ничего не будет
Для начала же нужно убедить украинское общество в своей мощи и силе, хотя определенные слои и так свято верят, что могут с ходу "раскатать" визави на границе и сделать марш-бросок до Ростова.
И в этом плане пример войны в Карабахе для официального Киева весьма соблазнителен и выгоден по целому ряду причин. Логика такова: в результате активных военных действий Азербайджан смог всего лишь за полтора месяца получить значительную территорию. Сама мысль об этом, возможно, греет души и сердца национально-патриотически настроенных украинских кругов.
Тем более, что мировое сообщество даже серьезно не осудило зачинщика кровопролитной войны (порядка десяти тысяч жертв) - Азербайджан. Это значит, что и Киеву за развязывание большой войны на Донбассе не перепадет ни серьезного осуждения или санкций, ни грозного оклика из Вашингтона и европейских столиц. Такова логика мысли этих самых национально-патриотических кругов.
Более того, они рассчитывают на настоящую военную поддержку от натовских войск. Вот и первый месседж - Зеленский и Эрдоган приняли по итогам встречи совместное заявление, в котором поддерживается перспектива членства Украины в НАТО.
Кстати, Вашингтон в этом вопросе подпитывает уверенность Киева. Тут вам и пара военных кораблей, которые на днях прошли Босфор - Дарданеллы и приплыли в Черное море.
Тут вам и сегодняшнее требование миссии США при ОБСЕ, которая по просьбе украинской стороны хочет посредством европейских стран "запросить у России разъяснения о наращивании военной мощи на границах Украины".
И сколь бы ни объясняла Москва, что вообще-то речь идет о СВОИХ войсках, которые передвигаются НА СВОЕЙ же территории (включая тот же Крым), все равно можно быть уверенным в том, что официальный запрос от стран-членов ОБСЕ обязательно поступит по дипломатическим каналам.
Ничего, кроме обещаний, Украине не светит
Ведь подобный запрос – это тоже технология убеждения украинцев в том, что американские и европейские страны грудью (в смысле, всей натовской мощью) вступятся за них, если вдруг "клятые москали" решат заступиться за "сепаратистов" из ЛНР и ДНР. И поставки американского "смертельного и не-смертельного" вооружения армии Украины – из той же серии. Продала же Анкара Киеву те самые злосчастные "Байрактары", которые так эффективно проявили себя в Карабахе.
Да и вообще, ввязалась же Турция в карабахскую бойню, да еще смогла укрепиться на Южном Кавказе, о чем даже не мечтала за прошедшие сто лет. Одним словом, западные патроны-партнеры делают все возможное, чтобы убедить украинское общество в своей поддержке.
Однако эти аргументы – они для общества. В самом же официальном Киеве, во властных структурах понимают, что сильно рискуют, соблазнившись на посулы западных стран. На самом деле чиновникам с Банковой, 11 (президентская администрация) и дипломатам с Михайловской площади,1 (МИД Украины) не могут не прийти на ум бронетехника российских миротворцев, расположенная сейчас в Степанакерте и Шуши, а также танки, дошедшие в 2008 году до пригородов Тбилиси.
И они понимают деликатность Турции в отношениях с Россией. И понимают, почему европейцы, подтолкнувшие в 2008 году Саакашвили на войну с Южной Осетией, несмотря на разные обещания, ограничились лишь "моральной поддержкой".
Вот и мечется украинский президент Владимир Зеленский, пытаясь заручиться хоть какой-то реальной поддержкой, помимо обещаний. Сегодня украинский лидер прибыл в Стамбул, долго сидел за закрытыми дверями со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом.
Глава президентского офиса Андрей Ермак до этого заявил, что на повестке - очень широкий круг вопросов. "Безусловно, они будут говорить о ситуации на Донбассе и о Крымской платформе, и о двустороннем сотрудничестве". - сказал он. Ну, о двустороннем сотрудничестве говорить не стоит – это личные дела суверенных стран, коими являются Турция и Украина. А вот каким боком относится Эрдоган к Донбассу и Крыму, надо бы и объяснить мировому сообществу.
И, конечно, важный пункт повестки - военное сотрудничество. Совместное производство дронов Bayraktar и военно-транспортных самолетов Ан-188.
"Крымская платформа" для турок чревата последствиями
Уже после встречи тет-а-тет прошло девятое заседание стратегического совета высокого уровня между Украиной и Турцией. Тот же Ермак объяснил, что Турция, являясь стратегическим партнером Украины, поддерживает ее все время: "Сегодня будет подписан ряд очень важных документов, то есть работа только началась, но мы надеемся на очень хороший результат".
Результат может и хороший, однако было бы гораздо интереснее узнать, обещал ли турецкий президент военную поддержку в случае вторжения украинских войск на Донбасс? Или опять лишь обещания и моральная поддержка?
Касательно "военной поддержки" могут возникнуть серьезные сомнения. Одно очевидно - Киев пытается сколотить "проукраинскую коалицию". В нее пытается вовлечь максимальное число стран, которые, в случае действительно большой войны на Донбассе, могли бы общими усилиями обеспечить не только моральную, но еще и дипломатическую поддержку.
Именно поэтому следующим после Стамбула пунктом пребывания украинского президента будет Париж. И там, в отличие от Турции, где за закрытыми дверями говорилось о пресловутой "крымской платформе", разговор пойдет, скорее всего, о "нормандском формате".
И тут, и там дела у Украины идут, образно говоря, ни шатко, ни валко. Киев отказывается прибыть на переговоры по Донбассу в Минск, мотивируя это тем, что Беларусь целиком находится под влиянием России. На самом деле просто понимают, что обострение на линии противостояния придется хоть как-то объяснять. Так же, как и серьезные передвижения украинской бронетехники, вопреки достигнутым в июне 2020 договоренностям о перемирии. Это все нужно будет объяснить западным кураторам.
Ну а что же касается "крымской платформы", в связи с которой активизировался Эрдоган, то здесь, думается, Анкара дальше разговоров и моральной поддержки действительно не пойдет. Есть понимание, что любые резкие телодвижения на крымскую тематику чреваты серьезными последствиями со стороны Кремля.