О перспективах перевооружения, закупке новых видов военной техники и развитии истребительной авиации корреспондент Sputnik Армения Ашот Сафарян побеседовал с военным экспертом, бывшим официальным представителем Минобороны Арцруном Ованнисяном.
— Г-н Ованнисян, какими Вам видятся дальнейшие преобразования в вооруженных силах Армении? Как известно, с российской стороной идут активные обсуждения по перевооружению армии, чем Москва может поделиться со своим союзником?
— То, что модернизация и перевооружение армии должно происходить при тесной кооперации с Россией, никто не может оспаривать. Причины этого весьма понятны – мы находимся в одном военно-политическом союзе, Россия – наш стратегический союзник, вооруженные силы Армении развиваются во многом на традициях советской/российской военной школы и т.д.
Помимо того, что Россия – наш союзник, одно из ведущих государств мира по военной мощи, ее армия сегодня обретает солидный военный опыт на разных театрах боевых действий в мире. Мы обязаны тщательно изучать этот опыт и применять в армейском строительстве.
Нужно учитывать, что риски и угрозы остаются, война не закончилась, и мы окружены такими соседями, что в любой момент нужно ожидать эскалации. Необходимо также принимать во внимание современные тенденции в военном искусстве. Необходимо сделать глубокий анализ наших неудач в ходе недавней войны. К сожалению, долгие годы мы не проявляли этого глубинного подхода, на многие вопросы смотрели сквозь пальцы. Мы давали ситуативные решения многим проблемам, руководствовались только имеющимися ресурсами. Были, конечно, и блестящие проекты в сфере военного строительства, но в силу небольших масштабов эти проекты и замыслы не оказывали существенного влияния на армию в целом. К тому же каждый новый чиновник подчас менял прежний вектор развития и отменял те или иные инновационные решения, т.е. не было системности и преемственности.
— В общем контексте перевооружения армии особняком стоит вопрос развития истребительной авиации. После войны в армянском обществе не стихают споры о том, нужно ли было закупать пресловутые Су-30СМ, многие оценки и суждения оторваны от действительности и попахивают дилетантством. Масла в огонь подлили и заявления властей о том, что они самолеты были куплены без ракет… При этом недавно премьер заявил о том, что Армения продолжит закупки новых партий этих самолетов. Что можете сказать Вы как человек, посвятивший исследованию авиации большую часть своей экспертной деятельности?
— Я считаю, во-первых, что истребительная авиация Армении нужна. И то, что военно-политическое руководство сохраняет курс на ее развитие, несмотря на подчас оголтелую и невежественную критику, говорит о том, что из войны извлечены необходимые уроки. Ведение современной, сетецентричной войны невозможно без превосходства в воздухе, а многофункциональные истребители являются важнейшим компонентом, вершиной пирамиды этого превосходства.
Действительно, после войны много говорилось о том, почему имеющиеся у нас четыре единицы Су-30СМ не были использованы. Причин тому несколько. Любое вооружение, особенно современное, проходит несколько этапов адаптации. Его нужно осваивать, обкатывать, устранять неизбежные технические недостатки и "детские болезни".
Сказанное особенно актуально в случае с Су-30СМ. Это уникальные машины со сложной системой управления, авионикой, вооружениями. Освоение этой техники требует времени, кропотливой работы, адаптации, будь то в России, в Индии или Армении. Этот процесс требует определенного времени.
Ситуация для нас усложняется еще и тем, что у Армении никогда не было опыта эксплуатации истребителей. Вы посмотрите, какие дискуссии до сих пор идут вокруг американских самолетов пятого поколения F-35. Эти машины стоят на вооружении уже несколько лет, но до сих пор мы слышим жалобы и недовольства по поводу тех или иных недостатков, уровня их боеспособности.
Еще одна причина, по которой "сушки" не использовались в Карабахе, кроется в их количестве. Применение истребительной авиации требует наличия хотя бы одной эскадрильи – 12 машин. Отдача от двух или четырех самолетов будет небольшая. Кстати, это касается далеко не только истребителей. Любое "супероружие" в единичном экземпляре будет лишь дорогой игрушкой для парадов, не более. Нужно количество, нужна система, цепочка, где каждая единица техники будет выполнять свою функцию.
— О координации с другими видами войск и говорить, наверное, излишне…
— Безусловно, Су-30СМ нуждается в гармонизации с остальными видами вооружений – средствами ПВО, беспилотниками, артиллерией и т.д. Понятно, что за несколько месяцев невозможно пройти путь, который другие государства преодолевали годами. Эти самолеты также могут нести на себе беспилотники и производить пуски этих дронов, способных действовать на оперативной глубине противника. Иными словами выпущенные из-под крыльев истребителей БПЛА могут еще дополнительно пролететь до 200 километров вглубь территории противника. Вот о чем нам нужно думать. Более того, у нас есть потенциал производить эти беспилотники самостоятельно. Пусть это будет через несколько лет, но возможности для этого у нас есть.
— Критики говорят, мол, хорошо, хотели приобрести авиацию, купили бы самолеты МиГ-29, которые стоят намного дешевле, и соответственно, на эти же деньги можно было приобрести несколько десятков таких машин...
— Эти разговоры не выдерживают критики. Во-первых, ресурс у МиГ-29 небольшой. Через несколько лет они постепенно будут выводиться из эксплуатации. К тому же боевая нагрузка МиГ-29 в два с половиной раза меньше Су-30СМ, столь же меньше может оставаться в воздухе. Т.е. он проигрывает Су-30СМ по всем параметрам. Скажу больше, среди российских военных идут обсуждения о том, какой самолет взять в качестве основного истребителя — Су-30 или "правопреемник" МиГ-29 — истребитель МиГ-35. Пока что в споре выигрывает Су-30.
— Есть ли ясность в том, на какие средства и в какие сроки планируется закупить эти самолеты?
— У меня нет информации на этот счет, но я могу сказать, что такие вооружения поставляются не сразу даже наличными. Грубо говоря, Су-30СМ на складах не стоят, чтобы заплатить и "пригнать" их сюда. Нужно заказать, ждать, пока они будут собраны на заводе. Заказ на эти самолеты сейчас очень большой, у них широкий спрос. Это самый продаваемый российский боевой самолет поколения 4++ сегодня. Помимо России, Армении и других стран ОДКБ, их закупают Китай, Индия, Беларусь, Алжир, ряд других арабских государств. Кстати, такая продаваемость – лучший ответ на вопрос, почему выбор Армении пал на Су-30СМ. Чем больше стран закупают такие самолеты, тем ниже будет впоследствии стоимость их обслуживания.
Более того, в России создается уже новая модификация этих самолетов. О чем это говорит? Это говорит о том, что у них очень большой модернизационный ресурс. Это обстоятельство укрепляет мою уверенность в том, что мы сделали правильный выбор. Су-30СМ прослужат нам 20-30 лет, а то и больше.
— Вы недавно ушли из Минобороны спустя почти 9 лет работы. Поделитесь планами на будущее...
— Идей у меня несколько - от бизнес-деятельности до научно-образовательных проектов. Каждый из этих планов по-своему привлекателен для меня. Но пока хочу взять небольшую передышку, а потом уже понять, куда идти дальше.