Арам Гарегинян, Sputnik.
"Я живу в Салониках, а откуда мои предки?.. Из Карса. Как, и ваши тоже?", - такой разговор произошел у автора с одним из знакомых греков.
Едва ли кто-то в Армении (или в Диаспоре) спросит: "Зачем нам другие, нам бы со своими проблемами разобраться?". К счастью, среди армян либо нет таких людей, либо их крайне мало. Но, к сожалению, многие десятилетия борьбу против лжи и забвения четыре народа - греки, армяне, ассирийцы, езиды – вели порознь.
Одна беда, одна тревога. Одна судьба, одна земля
Невозможно, пусть даже в общих чертах, рассказать о геноциде, пережитом этими народами, в одной или даже нескольких статьях. Но если ознакомиться с источниками, которые собрали греческие и ассирийские историки, может показаться, что мы читаем историю нашего народа.
Вот, например, отрывок из записок Генри Моргентау, посла США в Османской империи: "Греков, как и армян, обвиняли в неверности османскому правительству, в поставке припасов для английских подводных лодок в Мраморном море и в шпионаже. Как и в случае с армянами, турки ухватились за эти предлоги, чтобы оправдать истребление целой нации".
По словам того же Моргентау, против греков турецкие власти применили в точности такой же подход, что и против армян. Они начали призывать греков в армию, после чего формировали из них трудовые батальоны, строившие дороги на Кавказе и в других местах военных действий. Греческие солдаты, как и армянские, умирали тысячами от голода, холода и болезней. Точно так же в греческих селах турецкие жандармы ходили по домам и искали спрятанное оружие, а жителей избивали и пытали.
"Это – абсолютная правда": благодаря кому лидер США признал Геноцид армян еще в 1982 году>>
Перед Первой мировой войной греки составляли 52% врачей в Османской Турции, 52% - архитекторов, 37% - инженеров (одним из тех, кто оценил состав буржуазии в Османской Турции, был советский и армянский историк Ованнес Инджикян, сделавший это в конце 70-х).
14 мая 1914 года Талаат-паша дал указание "очистить" все греческие поселения на побережье вокруг Константинополя. В циркуляре за его подписью, говорилось, что греки "день и ночь работают для претворения в жизнь их национальной идеи". Губернатору Смирны Рахми-бею предписывалось выселить греков в Эрзрум и другие внутренние области страны. 27 мая 1915-го года османский парламент принял "Закон о размещении и расселении" (Sevk ve İskân Kanunu), который касался армян и греков (истребление ассирийцев началось примерно в тоже время). В июле 1915 года американских дипломатов убеждали, что меры против греческих поселений – это "случайный эпизод" (по воспоминаниям сотрудника американского посольства Льюиса Дэвида Эйнштейна).
Эти и другие данные автор позаимствовал из работ известного греческого историка Василиоса Миханецидиса.
История признания Геноцида в греческом обществе схожа с историей армян, сказал Миханецидис в беседе со Sputnik Армения.
"Первое поколение переживших геноцид греков хранило воспоминания о трагедии и потерянной родине в семейных рассказах, кто-то их записывал. За упокой невинных жертв проводились литургии, на народные пожертвования возводились небольшие памятники. Следующее поколение уже систематично изучало историю. Поминальные церковные службы, мероприятия и демонстрации стали частыми. В третьем поколении уже появились ученые, которые расширили изучение геноцида греков, стали появляться новые исследования", - рассказывает Миханецидис.
Греки и ассирийцы Австралии проведут шествие с армянами 24 апреля>>
Признанию геноцида греков мешали отношения кемалистов с большевистской Россией, а затем и с Западом (который тоже поспешил сдружиться с кемалистами).
Во время Холодной войны западные страны не хотели поднимать этот вопрос в ущерб своим политическим и экономическим интересам в Турции. В самой Греции вопрос предпочитали не поднимать из опасений за судьбу Константинопольского патриаршества (ведь оно осталось в Турции), а также греков, которые все еще оставались в Константинополе и других областях. Но из двух миллионов греков, проживавших в Османской империи перед Первой мировой, сейчас осталось около трех тысяч.
Сгерд и Киликия
Предыдущий подзаголовок ("Одна судьба, одна земля") вполне подходит и к истории ассирийцев. Достаточно отметить, что город Сгерд (одно из тех мест, где возник танец кочари) был одним из центров ассирийской культуры (его ассирйиское название - Сирт).
Народ, известный под разными именами (ассирийцы, халдейцы, арамейцы) является наследником ассиро-вавилонской культуры и одним из создателей раннехристианской цивилизации. В I веке нашей эры они составляли основное население Антиохии – города, где последователей Христа впервые стали именовать христианами. Другим центром их культуры был город Эдесса, известный в армянской истории как Едесия. После падения государства церковь осталась главным защитником национальной идентичности, отмечает в беседе со Sputnik Армения известный ассирийский историк, профессор Лионского католического университета Жозеф Якуб.
Британский лейбл "Младотурки" сменил название из уважения к жертвам Геноцида армян>>
"Османская Турция и младотурки хотели истребить ассиро-халдейцев не только физически. Они намеревались уничтожить их культуру, религию и саму память о том, что они когда-то жили на своей земле", - отмечает Якуб.
В 1915 году началось массовое уничтожение ассиро-халдейцев в Восточной Анатолии и в Киликии. Погибли тысячи людей (по минимальным оценкам, более 250 тысяч).
Кроме того, одна за другой разрушались библиотеки с редкими рукописями на арамейском языке (часть которых была переведена на армянский и с армянского) - в епархиях в Сирте и Диарбекире, в монастырях Тур Абдина и в горах Хаккари.
Трагедия продолжилась в 1918 году на северо-западе Ирана, после того, как русские войска в декабре 1917 года, поле Октябрьской революции, ушли с турецко-персидского фронта. После этого турецкая армия вторглась в северо-западный Иран и начала истреблять местных ассирийцев. В этом им активно помогали курды, не предполагавшие, что в конце 30-х годов турки возьмутся и за них.
Как и в случае с греками, свидетельства о геноциде ассирийев начали появляться уже в годы Первой мировой. Один из таких источников – "Обращение с армянами в Османской империи", сборник свидетельств очевидцев, составленный в 1916 году виконтом Джеймсом Брайсом и Арнольдом Тойнби, классиком исторической науки XX века. Здесь есть многочисленные упоминания об истреблении ассирийцев. Статьи о трагедии ассирийцев в те же годы публиковал "Арарат", журнал Объединенной армянской ассоциации Лондона.
Если бы все были, как Ара
Более года в Национальном Собрании Франции находится проект о признании геноцида ассиро-халдейцев, который представила Валери Буайе (ныне - сенатор). Один из активистов ассиро-халдейской общины Франции, вице-мэр городка Вилье-ле-Бель близ Парижа Даниэль Огюст несколько раз встречался с парламентариями и сотрудниками аппарата в Елисейском дворце. Из-за коронавирусной пандемии контакты стали редкими, но его опечаливает не это.
"К сожалению, я не вижу со стороны армянских организаций поддержки в принятии этой резолюции. Не получили ответа и мои предложения о том, чтобы добавить упоминание об ассиро-халдейцах в указ о памятном дне 24 апреля во Франции. Но хочу подчеркнуть: что бы то ни было, я продолжу поддерживать своих армянских братьев и сестер. 24 апреля я снова был у памятника Комитасу в Париже. Это мой долг", - говорит Огюст.
В то же время некоторые представители армянской интеллигенции Франции последовательно заявляют о необходимости признания геноцида ассиро-халдейцев, греков и езидов. Один из них - Ара Торанян, главный редактор издания Nouvelles d'Armenie.
"Это удивительный человек, который в одиночку выполняет колоссальную работу. Могу сказать только одно: если бы все делали хотя бы 1% того, что делает Ара, наша задача была бы выполнена на все 100%", - говорит Огюст.
Скажем, что в 2010 году парламент Швеции признал Геноцид по инициативе местной ассирийской общины, достаточно крупной (в парламенте она представлена несколькими депутатами). Авторы резолюции упомянули в тексте геноцид ассиро-халдейцев и арамейцев, греков и армян. Трагедия этих народов упоминается также в резолюциях Бундестага от 2016 года и Палаты представителей – от 2019-го (стараниями уже армянского лобби).
Общий памятник
В Берлине воздвигнут общий памятник жертвам геноцида 1912-22 годов в Турции (возможно, есть и другие, но нам о них неизвестно). Памятник представляет собой три алтаря в стиле армянской, греческой и ассирийской (арамейской) церковной архитектуры. Перед алтарями - табличка с надписью "Памятник жертвам Геноцида 1912-1922 годов в Османской империи". Посередине – сквозная трещина, символизирующая открытую рану.
Армянская община США вышла на улицы в знак благодарности за признание Геноцида. Видеo>>
"Если когда-нибудь турецкие законодатели признают и осудят геноцид, мы закроем эту трещину. Но прошло 106 лет, а рана до сих пор открыта", - говорит в беседе со Sputnik Армения Тесса Хофманн, представитель организации "Общество экуменического мемориала жертвам Геноцида в Османской империи" (аббревиатура на немецком - FOGG).
В совет этой организации входят Жирайр Кочарян, Амиль Горгис и Панайотис Цавдаридис: армянин, ассириец и понтийский грек, проживающие в Берлине. Но это не закрытый этнический союз, организация открыта для всех людей доброй воли, подчеркнула Хофманн.
Организация финансируется частными дарителями и организациями (в том числе муниципальными структурами Берлина). FOGG не получает финансирования из других стран, в том числе из Армении и Греции, дабы не давать повода называть ее лоббистской организацией. На полученные средства и был построен мемориал.
Идея отстаивать общую память зародилась в 2002 году на одной из научных конференций в Берлине. Именно там правозащитник греческого происхождения, ныне покойный Ламброс Саввидис и его супруга Тесса Хофманн основали инициативу "Mit einer Stimme sprechen!" ("Говорить одним голосом!"). Постепенно она объединила потомков жертв Геноцида армян, греков и ассирийцев, и в 2011 году сформировалась как организация.
Французский депутат рассказал о поездке в Карабах и резолюции о его признании>>
"Мы хотели, чтобы память этиx народов была отмечена не соперничеством, а совместными действиями. Мы считаем важным, что в столице Германии воздвигнут памятник жертвам общей трагедии", - отмечает Хофманн.
Это особенно важно, учитывая, что до этого в Берлине не было ни одного памятника жертвам геноцида (которых вместе насчитывается около трех миллионов), при этом почитались могилы организаторов преступления. У входа в мечеть Шехитлик в районе Нойкельн находится могила губернатора вилайета Трабзон (греческое название - Трапезунд) Джемаля Азми и "доктора медицины" Бехаэддина Шакира, одного из организаторов массового уничтожения армян. Оба были ликвидированы в рамках операции "Немесис" и в этой мечети почитаются как "мученики".
24 апреля FOGG провела акцию у посольства Турции, а 25-го – час памяти у мемориала. Активисты собираются здесь и в память о жертвах других народов, переживших Геноцид в Турции: 19 мая (понтийских греков), 15 июня (ассирийцев и арамейцев), 7 августа (ассирийцев в Ираке), 14 сентября (греков Малой Азии).
Этот и несколько других примеров (например, Joint Justice Initiative в Австралии) показывают, как меняется в общественном сознании представление о борьбе за справедливость, когда ее ведут общими силами. Можно представить, насколько широким будет резонанс этих действий, если к делу подключатся политики.