ЕРЕВАН, 28 апр – Sputnik, Давид Галстян. Армянскую церковь Св. Геворка (Григория) в городе Закатала на севере Азербайджана местные власти сначала представляли как "албанскую", но "передумали" и решили оформить как русскую.
Азербайджанский блогер Джавид опубликовал в Twitter фотографии, на которой изображена армянская церковь Св. Геворка с новой вывеской: "Русская церковь 19-го века". Ранее там висела совсем другая вывеска: "Албанская церковь 4-5 веков".
"Албанский храм IV-V веков" с инвентарным номером "5210" Министерства культуры и туризма в Закатале уже стал "русским храмом XIX века". Это показатель того, насколько решающее значение имеет государство в дискурсе культурного наследия", — написал Джавид.
Он опубликовал ссылку на газету "Кавказ" от 1 июля 1851 года, которая есть на сайте Национальной парламентской библиотеки Грузии.
"3 июня происходила в Закаталах закладка фундамента армянской церкви, во имя Св. Григория. В 10 часов утра начальник округи князь Орбелян, все военные чины и жители Закатал собрались по приглашению общества армян в старой армянской церкви…", — говорится в газетной заметке.
Интересно, что на абсурдность "албанского" происхождения церкви и времени ее основания еще в 2019 году обращал внимание уже бывший посол Норвегии в Азербайджане Стейнар Гил.
"На стене церкви Министерство культуры и туризма установило мемориальную доску, на которой можно прочитать следующее: "Албанский храм IV - V век". Даже неспециалист может понять, что это утверждение абсурдно", — пишет Гил.
Бывший посол ссылается на заметки и фотографии российских туристов Кирилла и Анны Яночкиных о посещении церкви.
"Разбитая церковь стоит во дворе жилого дома. Она построена армянской общиной города в XIX веке, азербайджанцы, понятное дело, ее называют албанской. В Закатале жили армяне, аварцы, лезгины и немного грузин", — говорится в блоге.
В своей книге "Армяне в Кахетии" (2004 г.) историк, специалист по армянским памятникам Самвел Карапетян пишет, что упоминания о первой армянской церкви в Закатале относятся к 1833 году – тогда там была деревянная церковь (неслучайно выше говорится о том, что при закладке люди собрались "в старой церкви").
Но вместо нее благодаря призыву священника цервки Св. Ованнес в Гандзаке Мартироса Тер-Даниеляна Тер Ованнисянца местные армяне к концу 1840-ых возвели каменное строение. В 1853 году священник получил за это благодарственный кондак (официальное послание армянского католикоса - ред.) от католикоса Нерсеса Аштаракеци.
Основная часть работ была завершена в 1851-1852 гг. (колокольня была построена в 1883 году). Стоимость работ составила около 33 тысяч рублей.
Карапетяну удалось побывать в городе Загаталы в 1984 году. По его словам, тогда церковь была превращена в общежитие. В ней было устроено 3 этажа и проживало 18 семей (азербайджанцы, авары, лезгины).
В некоторых местах в стенах пробили окна.
"А на территории 3 этажа (купол) маленькие дети катались на велосипеде", — рассказывал Карапетян.
По данным "Кавказского календаря на 1886 год", армяне (данные на 1876 год) составляли более трети населения Загаталы. Из 1148 жителей населенного пункта 455 были лезгинами, 400 – армянами, 240 – русскими, грузинами – 5, татарами – 28, "прочими" – 20. К концу века армянское население стало доминирующим в городе.
Однако после передачи округа Азербайджану в советский период армянское население постепенно стало покидать город. К 1988 году в городе оставалось около 300 человек.
Ранее азербайджанские СМИ попытались выдать армянскую церковь в Шаумяне за албанскую.