Оставим в сторону приятное ощущение "моральной победы", испытанной армянами от Еревана до Диаспоры – такая победа конвертируется во что-нибудь материальное лишь при наличии условий для этого, желания многих сторон и их политического, в конце концов, веса. Если же ограничиться аплодисментами у американского посольства в Ереване и благодарностями официальных лиц, в итоге получим классический случай бури в стакане воды.
Именно такой бурей и охарактеризовал события минувшей субботы российский сенатор Алексей Пушков, заметивший, что признание Байденом Геноцида не поспособствует, конечно, улучшению отношений между Вашингтоном и Анкарой, но при этом Турция не выйдет из НАТО.
По его словам, многие натовские страны давно признали факт Геноцида, а в некоторых европейских странах его отрицание уголовно наказуемо. Вот и президент Франции Макрон объявил 24 апреля национальным днем памяти жертв Геноцида, в ответ же Анкара проводила лишь дипломатические демарши.
Да и реакция турецкого лидера Эрдогана оказалась против ожиданий вяловатой – на это указывают не только сторонние наблюдатели, предвкушавшие ярость и метание молний, но и сами турецкие политики. Так, бывший глава МИД Давутоглу назвал ее ни много ни мало "капитуляцией", а главный турецкий оппозиционер Кылычдароглу и вовсе отказался впредь сравнивать Реджепа Тайипа со львом, ибо последний "заговорил, как кот".
Предположительно, Байден и Эрдоган договорились о дальнейших действиях, в том числе и по реакции на событие.
"Колюще-режущие" аргументы США, или Что кроется за признанием Байденом Геноцида армян>>
О том, что никаких правовых последствий не воспоследует, более определенно высказалась американский посол в Армении Линн Трейси. Она отметила, что, поскольку Геноцид произошел в 1915 году, а Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него вступила в силу в 1951 году, то с правовой точки зрения это международное соглашение не может иметь обратной силы.
В этом же уверены и многие эксперты. Радикальной переориентации американской внешней политики не произойдет, это решение не затронет американо-армянские или армяно-российские отношения и, более того, США не готовы к давлению на Азербайджан, считает политолог Сергей Маркедонов.
Не будем забывать, что Турция открыто поддержала своего младшего брата - Азербайджан, во время войны в Карабахе.
По мнению ведущего научного сотрудника Российского института стратегических исследований Константина Тасица, заявление Байдена - это, пусть и очень важный для Армении, но только жест. Конечно, считает эксперт, жест этот сделан и из других соображений – Байден противопоставил себя другим президентам, не произнесшим этого слова, плюс – лишний раз надавил на Анкару в условиях зримых противоречий Вашингтона с ней.
Противоречия эти, хоть и зримые, не столь глубоки, чтобы Вашингтон пошел на разрыв со страной, обладающей второй армией в НАТО. Да и экономическими отношениями с Анкарой жертвовать он не станет, ведь показатель товарооборота между США и Турцией один из самых высоких в мире - 26 миллиардов долларов, указывает эксперт-международник Наири Охикян.
Эрдоган глубоко опечален признанием Байдена Геноцида армян>>
Среди причин, побудивших Байдена произнести то, что он произнес, эксперт, автор Telegram-канала "Русский ориенталист" Игорь Димитриев отмечает раздражающую Вашингтон (и, по мнению Белого дома, неуместную) активность и самостоятельность Анкары. За примерами далеко не пойдем: бесцеремонного вмешательства Турции на Южном Кавказе и закупки российских зенитно-ракетных комплексов С-400 будет достаточно, это помимо прочего.
Еще, конечно, это большая поддержка проамериканским силам в самой Армении. Многие ли обратили внимание на мгновенно появившиеся флаги в руках людей, идущих на холм Цицернакаберд, к Мемориалу жертвам Геноцида, и возвращавшихся уже оттуда, когда пришла информация о том, что Байден произнес заветное слово? Сразу же прозвучали призывы идти к посольству США – поблагодарить: сама по себе ситуация алогичной не выглядит – на всякий случай взяли флаги, вдруг Байден сподобится – но, конечно, показатель характерный.
К тому же, напоминает Маркедонов, после того, как в 1995 году Геноцид признала Россия, российско-турецким отношениям ничего не помешало успешно развиваться, а там речь ведь не шла о союзниках по военно-политическому блоку.
Суммируя впечатления от аргументов и фактов, приводимых специалистами – кроме маргинальных мнений как с оптимистического, так и пессимистического полюса – можно заключить, что наделавшее шума заявление американского президента, по большому счету, и есть всего лишь заявление, за которым ничего кардинального не последует.
Армянские элиты могут, при желании, извлечь кое-какие небольшие дивиденды локального масштаба. Но дело в том, что это желание должно быть, ведь монетизировать в данном случае можно не так уж и много.