Признание американским президентом Джо Байденом Геноцида армян в Османской империи, как и ожидалось, вызвало широкий резонанс. Эксперты наперебой высказывают мнения о том, к каким последствиям, особенно – правовым, приведет это решение. Скажем, чревато ли это признанием исторического факта самой Турцией в скором времени и последующей выплатой контрибуций?
Если сравнивать с темой Холокоста, то процесс признания Геноцида армян гораздо сложнее. В отличие от Германии, потерпевшей разгромное поражение во Второй мировой войне и признавшей Холокост, Турция, которая чувствует себя все увереннее и усиливает позиции в мире, раскаиваться не собирается. Рассчитывать на то, что Анкара (пусть даже не сейчас, пусть даже потом), мучаясь угрызениями совести, начнет выплачивать компенсации армянам, бессмысленно. В этом плане у армян свой путь, отличный от пути еврейского народа.
О признании и правовых последствиях можно будет говорить только с ослабевшей Турцией, познавшей горечь серьезного поражения. Пока же это – не более чем нереалистичные ожидания.
Тем не менее, преуменьшать значение заявления Байдена по Геноциду армян не стоит с учетом не правовых, а политических последствий этого решения.
Удар по Эрдогану
Агрессивная внешняя политика официальной Анкары постепенно заводит ее в тупик. Несмотря на очень тактичные высказывания и осторожные оценки зарубежных дипломатов, Турцией весьма недовольны на Западе.
Союзники по НАТО (как в Европе, так и за океаном), раздражены действиями Анкары в Восточном Средиземноморье, оружейными сделками с Россией, действиями на Ближнем Востоке и на Южном Кавказе.
Мы уже писали о том, что если 24 апреля Байден признает Геноцид армян, то это станет "черной меткой" для турецкого султана. Так и случилось.
Если прежний президент США Дональд Трамп ограничивался предупреждениями Эрдогану в стиле "не строй из себя крутого парня, не будь дураком", "я позже тебе позвоню", то нынешний глава Белого дома не стал тратить время на тщетные уговоры, а сразу решил "взять быка за рога". Для начала США уведомили Турцию об исключении из программы по производству истребителей пятого поколения F-35 (хотя надо признать, что сам процесс был инициирован при прежней администрации), а затем американский президент официально признал Геноцид армян.
Непокорного "султана" явно устали переубеждать. Его легче сместить с поста, чем "перевоспитать". Так что заявление Байдена – это прямой месседж турецкой оппозиции, которая при Эрдогане подвергается серьезному давлению и репрессиям. Недаром крупнейшая в Турции оппозиционная сила – Народно-республиканская партия (НРП) – уже разразилась критикой в адрес президента, обвинив его в слишком мягкой реакции на заявление Байдена.
Вполне вероятно, что мы еще услышим, как оппозиционно настроенные силы будут обвинять Эрдогана в том, что именно его ошибочная тактика на внешнем фронте привела к тому, что США спустя 106 лет после тех событий все же признали факт Геноцида армян.
Более того, это – сигнал тому самому "глубинному государству", которого так опасается нынешний президент. Не исключено, что в обозримом будущем из Турции будут поступать сообщения о новых "чистках" в армии, в университетских и научных кругах, про оппозицию мы уже и не говорим.
Заявление Байдена о Геноциде армян – не про справедливость, а про политику - эксперт>>
Не помогут тут и заявления главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, который, напомнив о признании парламентом Германии Геноцида армян, с пренебрежением отметил, что признание Соединенными Штатами тоже не имеет никакого значения и не приведет к каким-либо правовым последствиям. При этом он "забыл" сказать, что Германия была пособницей Османской империи, и сегодня ничего от Турции требовать не может. Чего не скажешь о Соединенных Штатах, которые в любой момент, исходя, прежде всего, из собственных интересов, могут сами предъявить Турции требования, связанные с восстановлением прав армян. Так что Турции и ее нынешнему лидеру, чья власть может пошатнуться в любой момент, есть, чего бояться.
Но заканчивается "эра" не только Эрдогана, но и израильского премьера Биньямина Нетаньяху.
Еврейское лобби и позиция Израиля
Нельзя не принимать во внимание то обстоятельство, что мощное еврейское лобби США (часть которого на протяжении многих лет отстаивала интересы Турции и выступала категорически против признания Геноцида армян) в этом году сделало шаг в сторону и не помешало американскому лидеру использовать термин "геноцид". Почему шаг в сторону, а не назад? Да потому, что Израиль вслед за США не поспешил признавать Геноцид армян в Османской империи. Произойдет ли это в скором времени? При нынешнем премьер-министре страны – вряд ли.
Однако век Нетаньяху не бесконечен, тем более что нынешняя политика Израиля не всегда отвечает интересам Соединенных Штатов. В широком смысле признание Байденом Геноцида армян – месседж не только Эрдогану, но и Нетаньяху.
Это сигнал о том, что тактика США на Ближнем Востоке меняется, а, значит, и Израилю придется вносить коррективы в свой внешнеполитический курс. Прежде всего, это касается отношений с Ираном. Жесткий курс Израиля уже сегодня мешает Белому дому навести мосты и восстановить "ядерную сделку" с Ираном.
Кстати, в отличие от Эрдогана, у Нетаньяху есть еще шанс остаться у власти (хоть и утратив большую часть полномочий), пересев, к примеру, в кресло президента. На этом посту он может сменить действующего президента Реувена Ривлина, которому без малого 81 год.
А вот после смены главы кабмина и смягчения курса, вполне вероятно, что Израиль последует примеру США и признает Геноцид армян. Это уже станет вопросом времени. Тогда же "волшебным образом" актуализируется и тема открытия посольства Израиля в Армении.
Сегодня уже ясно одно: время "сильных лидеров" на Ближнем Востоке завершается, и Соединенные Штаты сделают все возможное, чтобы избавиться от них как можно скорее.
Диаспоре нужно сосредоточиться на новой задаче
Даже с учетом всех геополитических факторов было бы несправедливо не отметить и не оценить гигантский труд Диаспоры в деле признания Геноцида армян, в том числе и в Соединенных Штатах. Она вновь доказала свою силу и продемонстрировала потенциал в качестве мощной сетевой структуры, способной стать надежной опорой армянского государства. Возможности, накопленный опыт, связи и влияние Диаспоры еще не раз пригодятся в процессе развития и усиления как Республики Армения, так и Нагорного Карабаха.
Не будем забывать, что работа по признанию Геноцида армян велась методично, неуклонно на протяжении десятилетий и, несмотря на множество неудач и разочарований, в итоге дала желаемый результат.
Однако наступает новый этап, и, вместо бесконечного цитирования Арбитражного решения Вудро Вильсона, Диаспоре пора взяться за другую задачу: признание независимости Нагорного Карабаха. Этот процесс опять же должен быть скоординированным и целенаправленным. Конечно, она и сейчас прилагает какие-то усилия в этом направлении, но данная цель все еще находится в тени международного признания Геноцида армян.
Между тем, как известно, в той же Франции, где также есть довольно сильная армянская община, две палаты парламента уже приняли резолюции о признании независимости Нагорного Карабаха. Это значит, что при удобном случае правительство Франции может принять аналогичное решение. Недаром власти Франции открыто заявляют о необходимости возобновления переговоров в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ для урегулирования конфликта и последующего определения статуса Нагорного Карабаха.
О необходимости восстановления формата мирного процесса под эгидой сопредседателей МГ ОБСЕ президент Франции Эммануэль Макрон совсем недавно говорил и с российским коллегой Владимиром Путиным.
Мягкая реакция Эрдогана на признание Байденом Геноцида армян, или Что озадачило Ереван>>
Что касается США, то и с их стороны ожидается активизация в этом вопросе, тем более что Байден признанием Геноцида армян уже дал понять Эрдогану, что намерен притормозить его активность, в том числе и на Южном Кавказе.
Если в итоге та же Франция признает независимость Нагорного Карабаха, то за ней подтянутся страны Франкофонии, и процесс уже нельзя будет остановить. Да, это займет немало времени, возможно, на это уйдут годы, но, как и в вопросе Геноцида армян, здесь тоже следует проявить усердие и волю, ведь цель того стоит.
Следовательно, уже сейчас Армении и Диаспоре надо выработать четкую концепцию и организовать мощную совместную кампанию по международному признанию Нагорного Карабаха.